Пользователи, открывшие больше всего тем
Алексей Ершов | ||||
Сергей Королёв | ||||
Алина Дием | ||||
Наталия | ||||
galina.kustova | ||||
Галина | ||||
Константин В. | ||||
Геолог | ||||
Дмитрий Трясцин | ||||
Алексей Накаряков |
Поделиться в сетях
Малая родина в большом Отечестве
+3
Алексей Ершов
Алексей Накаряков
Сергей Королёв
Участников: 7
Страница 6 из 7
Страница 6 из 7 • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Re: Малая родина в большом Отечестве
Общий результат частной переписи Чемезова 1642 г. в Великопермских вотчинах Строгановых выражается в следующих цифрах: в руках Строгановых в 1642 году в Перми Великой состояло 3 городка (Орел и два Чусовских), 3 острожка (Сылва, Яйва и Очер), слобода Новое Усолье, Успенский монастырь, села Верхние Муллы и Камасино на Чусовой, 163 деревни, 23 починка. Всего 1264 двора и 4529 человек мужского пола.
Если сравнить эти цифры с данными переписи Кайсарова 1623 года, мы видим очень значительный прирост населения за эти 18 лет (1624 – 1642 гг.) и вообще большой успех в освоении Строгановских земель, еще в XVI веке пустынных и малонаселенных. В 1623 г. у Строгановых в Перми Великой было лишь 72 деревни и 60 починков, 1032 двора и 1485 человек мужского пола.
А со времени первой переписи в 1579 г. освоение Строгановских земель сделало тем более поразительные успехи.
Согласно выводу выдающегося краеведа Пермской губернии Александра Алексеевича Дмитриева, «с первого появления Строгановых на Каме в 1558 г., менее чем за столетие, бывшая Прикамская пустыня, среди которой лишь кое-где попадались русские и пермяцкие оазисы, превратилась в культурную страну, в которой закипела бойкая промышленная жизнь».
http://www.archive.perm.ru/projects/articles-and-publications/1116176-the-importance-of-the-work-of-the-stroganovs-for-perm-krai/
Если сравнить эти цифры с данными переписи Кайсарова 1623 года, мы видим очень значительный прирост населения за эти 18 лет (1624 – 1642 гг.) и вообще большой успех в освоении Строгановских земель, еще в XVI веке пустынных и малонаселенных. В 1623 г. у Строгановых в Перми Великой было лишь 72 деревни и 60 починков, 1032 двора и 1485 человек мужского пола.
А со времени первой переписи в 1579 г. освоение Строгановских земель сделало тем более поразительные успехи.
Согласно выводу выдающегося краеведа Пермской губернии Александра Алексеевича Дмитриева, «с первого появления Строгановых на Каме в 1558 г., менее чем за столетие, бывшая Прикамская пустыня, среди которой лишь кое-где попадались русские и пермяцкие оазисы, превратилась в культурную страну, в которой закипела бойкая промышленная жизнь».
http://www.archive.perm.ru/projects/articles-and-publications/1116176-the-importance-of-the-work-of-the-stroganovs-for-perm-krai/
Re: Малая родина в большом Отечестве
"Упоминание переписи Чемезова доказывает то, что владельцами земель вокруг Торговища были Строгановы, ибо Чемезов описывал только их вотчины"
Очередное голословное утверждение. Чтобы судить о переписи, сначала надо прочитать её текст. Не дадите ссылочку на полный текст переписи Федора Чемезова 1642 года?
 
Очередное голословное утверждение. Чтобы судить о переписи, сначала надо прочитать её текст. Не дадите ссылочку на полный текст переписи Федора Чемезова 1642 года?
 
Ю.Хахилев- Кандидат генеалогических наук
- Сообщения : 180
Очки : 209
Репутация : 27
Дата регистрации : 2018-02-04
Re: Малая родина в большом Отечестве
Перепись Елизарова, 1647 год.
"(л.1) Лета 7155-го марта в 27 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Прокофей Козмичь Елизаров у Соли Камской у земских старост и у целовалников взял росписи за поповыми и за их руками, что у Соли Камской на посаде дворов и во дворех людей и их детей и братьи и племянников и сосед и захребетников и пустым двором и дворовым местом и по той росписе у Соли Камской на посаде дворы и во дворех люди пересмотря переписать велел....
У Соли же на посаде дворы последних людей и въдовьи дворы.
Изба нищего Кирилка Семенова сына. У него (л.39) дети: сын Пашко да сын Васка. А Кирилко после писца Федора Чемесова померл в нынешнем во 155-м году.
С каких пор Соль Камская (Соликамск) стал вотчиной Строганова?
Внимательно читайте переписи.
"(л.1) Лета 7155-го марта в 27 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Прокофей Козмичь Елизаров у Соли Камской у земских старост и у целовалников взял росписи за поповыми и за их руками, что у Соли Камской на посаде дворов и во дворех людей и их детей и братьи и племянников и сосед и захребетников и пустым двором и дворовым местом и по той росписе у Соли Камской на посаде дворы и во дворех люди пересмотря переписать велел....
У Соли же на посаде дворы последних людей и въдовьи дворы.
Изба нищего Кирилка Семенова сына. У него (л.39) дети: сын Пашко да сын Васка. А Кирилко после писца Федора Чемесова померл в нынешнем во 155-м году.
С каких пор Соль Камская (Соликамск) стал вотчиной Строганова?
Внимательно читайте переписи.
Ю.Хахилев- Кандидат генеалогических наук
- Сообщения : 180
Очки : 209
Репутация : 27
Дата регистрации : 2018-02-04
Re: Малая родина в большом Отечестве
Так опять же "С точностью наоборот", если на полторы тысячи помянут один нищий, прибредщий из недалёкого Усолья, что он был описан и Чемезовым, то это и доказывает, что Соль Камскую оный Чемезов не описывал 6 лет назадЮ.Хахилев пишет:Перепись Елизарова, 1647 год.
"(л.1) Лета 7155-го марта в 27 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Прокофей Козмичь Елизаров у Соли Камской у земских старост и у целовалников взял росписи за поповыми и за их руками, что у Соли Камской на посаде дворов и во дворех людей и их детей и братьи и племянников и сосед и захребетников и пустым двором и дворовым местом и по той росписе у Соли Камской на посаде дворы и во дворех люди пересмотря переписать велел....
У Соли же на посаде дворы последних людей и въдовьи дворы.
Изба нищего Кирилка Семенова сына. У него (л.39) дети: сын Пашко да сын Васка. А Кирилко после писца Федора Чемесова померл в нынешнем во 155-м году.
С каких пор Соль Камская (Соликамск) стал вотчиной Строганова?
Внимательно читайте переписи.
Re: Малая родина в большом Отечестве
В авторах доктора наук и кандидаты, много лет работавшие в Кунгурском районе по изучению быта и фольклора.
Впечатления по историческим критериям так себе, но ведь результат работы многих людей за много лет.
Подюков И.А., Поздеева С.М., Хоробрых С.В., Черных А.В.
"В КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ ЧЁ-ТО ДА РАЗНО"
Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век)
Гл.1. РУССКИЕ НА КУНГУРСКОЙ ЗЕМЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА
1. Формирование русского населения региона
Длительное время историки считали началом освоения Сылвен- ско-Иренского поречья рубеж XVI-XVII вв. Археологические материалы последних лет, впрочем, позволили исследователям высказать предположение о более раннем участии русских в освоении края. Ижевские археологи Л.Д. Макаров, И.Ю. Пастушенко, Д.А. Салангин считают, что русское население в бассейне р. Сылва пришло с территории русских княжеств в связи с татаро-монгольским нашествием уже в XIII в. Проживание русских в XIII-XIV вв. на одних поселениях с аборигенами аргументируется находками русских предметов, в частности, русской керамики. Позднее, к середине XVI в., по мнению указанных авторов, русские поселения исчезают: возникшее в 1437 г. Казанское ханство перекрыло прямые пути по Волге и Каме, а в бассейн средней Сылвы переселяются башкирские племена1. Выдвинутые предположения ещё требуют детального обоснования: ни письменные источники XVI-XIX вв., ни современный этнографический материал не свидетельствуют о каком-либо длительном, многовековом влиянии русского населения на этнокультурные процессы в регионе. Однако большинство исследователей считает, что начало формирования русского населения края относится к более позднему периоду.
Характер заселения и освоения, цели использования различных территорий района существенно отличались (неслучайно различные территории Кунгурского района в прошлом даже относились к разным административным территориям). Как минимум, на территории Кунгурского района выявляется три зоны, формирование населения в которых имело свою специфику. Это северная часть современного Кунгурского района, его центральная часть и юго-западная.
Макаров Л.Д., Пастушенко И.Ю., Салангин Д.А. О времени появления русских в бассейне Средней Сылвы // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала. Пермь, 1995. С.5-16
Ряд источников сообщает, что именно от Ермакова войска началась колонизация кунгурских земель русскими: «Первоначальное заселение русскими местности, лежавшей по реке Сылвы и Ирени, можно относить ко времени завоевания Ермаком Тимофеевичем Сибири. Именно в 1579 году Ермак отправился из Строгановских вотчин с дружиной для завоевания Сибири по реке Чусовой и по ошибке повернул на реку Сылву, по которой плыл почти до верховцев, и на Сылве зазимовал»[sup][36][/sup]. На пути следования в Сибирь Ермак устраивал на защищенных природой местах острожки и крепости и оставлял на них по небольшому числу своих ратников, чтобы, в случае возвращения назад, пройденный путь был свободен... После зимовья Ермак отправился обратно к Строгановым, так как многие из пришедших с ним разбежались, а другие на том зимовье при реке Сылве жить остались - и это было первым началом русского поселения в нынешнем Кунгурском уезде, которое после больше размножилось»[sup][37][/sup].
https://megalektsii.ru/s26002t10.html
Следы Ермака и Строгановых чётко прослеживаются.
Непонятно, откуда явились башкиры на средней Сылве в середине 15 века,- их калмыки выгнали с Южного Урала на 150-200 лет позднее
Впечатления по историческим критериям так себе, но ведь результат работы многих людей за много лет.
Подюков И.А., Поздеева С.М., Хоробрых С.В., Черных А.В.
"В КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ ЧЁ-ТО ДА РАЗНО"
Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век)
Гл.1. РУССКИЕ НА КУНГУРСКОЙ ЗЕМЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА
1. Формирование русского населения региона
Длительное время историки считали началом освоения Сылвен- ско-Иренского поречья рубеж XVI-XVII вв. Археологические материалы последних лет, впрочем, позволили исследователям высказать предположение о более раннем участии русских в освоении края. Ижевские археологи Л.Д. Макаров, И.Ю. Пастушенко, Д.А. Салангин считают, что русское население в бассейне р. Сылва пришло с территории русских княжеств в связи с татаро-монгольским нашествием уже в XIII в. Проживание русских в XIII-XIV вв. на одних поселениях с аборигенами аргументируется находками русских предметов, в частности, русской керамики. Позднее, к середине XVI в., по мнению указанных авторов, русские поселения исчезают: возникшее в 1437 г. Казанское ханство перекрыло прямые пути по Волге и Каме, а в бассейн средней Сылвы переселяются башкирские племена1. Выдвинутые предположения ещё требуют детального обоснования: ни письменные источники XVI-XIX вв., ни современный этнографический материал не свидетельствуют о каком-либо длительном, многовековом влиянии русского населения на этнокультурные процессы в регионе. Однако большинство исследователей считает, что начало формирования русского населения края относится к более позднему периоду.
Характер заселения и освоения, цели использования различных территорий района существенно отличались (неслучайно различные территории Кунгурского района в прошлом даже относились к разным административным территориям). Как минимум, на территории Кунгурского района выявляется три зоны, формирование населения в которых имело свою специфику. Это северная часть современного Кунгурского района, его центральная часть и юго-западная.
Макаров Л.Д., Пастушенко И.Ю., Салангин Д.А. О времени появления русских в бассейне Средней Сылвы // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала. Пермь, 1995. С.5-16
Ряд источников сообщает, что именно от Ермакова войска началась колонизация кунгурских земель русскими: «Первоначальное заселение русскими местности, лежавшей по реке Сылвы и Ирени, можно относить ко времени завоевания Ермаком Тимофеевичем Сибири. Именно в 1579 году Ермак отправился из Строгановских вотчин с дружиной для завоевания Сибири по реке Чусовой и по ошибке повернул на реку Сылву, по которой плыл почти до верховцев, и на Сылве зазимовал»[sup][36][/sup]. На пути следования в Сибирь Ермак устраивал на защищенных природой местах острожки и крепости и оставлял на них по небольшому числу своих ратников, чтобы, в случае возвращения назад, пройденный путь был свободен... После зимовья Ермак отправился обратно к Строгановым, так как многие из пришедших с ним разбежались, а другие на том зимовье при реке Сылве жить остались - и это было первым началом русского поселения в нынешнем Кунгурском уезде, которое после больше размножилось»[sup][37][/sup].
https://megalektsii.ru/s26002t10.html
Следы Ермака и Строгановых чётко прослеживаются.
Непонятно, откуда явились башкиры на средней Сылве в середине 15 века,- их калмыки выгнали с Южного Урала на 150-200 лет позднее
Re: Малая родина в большом Отечестве
Вот извлечение из тех самых селебных книг Кунгура 1647-51, ссылкой на кои Хахилев "опровергает", не столько меня, сколько народные предания:Юрий Хахилев пишет:1. Если посмотреть переписи Яхонтова, Кайсарова и Елизарова, у Строгановых ни когда не было вотчин на Ирени. (Очень хорошая книга по теме Строгановых есть у Устрялова "Именитые люди Строгановы".)
2. По переписи Елизарова 1647 года, на Ирени закрепился Вознесенский монастырь. У Пыскорского там земель не было.
Вот отрывок из "селебных книг города Кунгура" 1648-52гг : "Государевых прихожих крестьян вятчень и кайгородцов и Соли вычегоцкой и Устюга Великого и иных городов (л.2об.) из за вотченников и из за манастырей вывесть за Государя на Кунгур и на Степаново Городище на житье и поселить их на Кунгуре и на Степанове Городище в уречищах на той земле и межах что была на оброке Соли камской за Вознесенским монастырем ..."
(л 528) Деревня Степаново Городище
Вывезен из вотчин Спаса Пыскорского монастыря прихожей крестьянин соликамского уезду Обвенской сохи Ивашко Яковлев сын Ослоголов
(л 529) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожие крестьяне устюжане Ивашка да Юшка Микифоровы дети Бабенины, Ивашка с детьми с Бориском да с Кирилком, Юшка с сыном Ивашкой
(л 529 об) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожей крестьянин Устюжского уезда волости Юрьева наволока ? Левка Петров сын Акимов с детьми с Левкою да Гришкою
(л 530 об) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожие крестьяне Сольвычегодцкого уезда Герасимко да Обросимко да Максимко Афонасьевы дети Шигины
(л 531) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожей крестьянин усолец Никонко Панкратьев сынБалчюков
(л 532) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожие крестьяне Кайгородцкого уезду Лоенские волости Агейко да Трошка Марковы дети Шишкины
(л 532 об) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожие крестьяне Кайгородцкого уезду Лоенские волости деревни Великого Поля Трифанко Тарасов (л 533) сын Пестерев
(л 533 об) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожие крестьяне Кайгородцкого уезду Волосницкие волости деревни Тихонова Кондрашка Степанов сын Шишкин с сыном Тихонком
(л 534 об) Вывезен из вотчин Федора Строганова прихожие крестьяне Кайгородцкого уезду Волосницкие волости деревни Тихова Игнашка Иванов сын Шишкин
(л 535) Вывезен из вотчин Дмитрия Строганова прихожие крестьяне Кайгородцкого уезду Зюздинской волости Демка Андреев сын Бушмакин с детьми с Макстмкою да с Федкою
(л 536) И всего на Степановом Городище государственных крестьян поселено 10 дворов, людей в них 22 человека
Это,- http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-15-00000001-000-15-0
Судя по номерам листов здесь перечислены ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 10 дворов и 23 человека, упоминаемые у А.Дмитриева как найденные СВЕРХ переписи Елизарова 1647 года, князем Прозоровским в1650 году.
По местам "исхода" однозначно ясно, что все мужики - Строгановские, Пыскорские - это ведь по факту тоже строгановские.
Дмитриев, Пермская старина,вып.8,с.131
Ну и ещё раз уместно напомнить, что Так называемые "Кунгурские письма и меры" М.Кайсарова - это не перепись, а только выпись из книг, касающаяся только "остяков и татар", при этом ни один остяк или татарин у Кайарова не записан живущим "на Кунгуре, в смысле в бассейне р.Камгур
Re: Малая родина в большом Отечестве
Как-то Веслянка ("Искра" 17 мая 2018) не прозвучала на форуме, а ведь знаменитое место, в 2-х км от Ленска (Стефанова городища) по источникам - ровесник Ленска и Кунгура и по населению по селебным книгам на 3-м месте.
И перевод, в опровержение легенды "о татарской земле", с древне-пермского означает "хантыйское жертвище" . . .
Деревня Весляной на ключе на Весляном
А в ней из вотчин (л 594) Спаса Пыскорского монастыря крестьяне
Двор Сидорко Иванов сын Пошехонов с детьми с Титкою да с Микулкою да Степашком
Двор Микитка Яковлев сын Новиков с детьми с Самылкою да с Варфоломейком да с Ивашком да с Олешкою
Двор Офонка Яковлев сын Новиков с детьми с Якушкою да с Офонком да с Петрушком
Двор Захарко Нефедов сын Емов с детьми (л 594 об) Фарапонтком да с Меркушкою да с Родком у него же подсоседник Савка Степанов сын Овчинников
Двор Фомка Иевлев сын Тимофеев
Двор Васка Петров сын Оболтин с детьми с Игнашкою да с Олешкою да со Фролком да Устинком
Двор Евсейко Афонасьев сын с сыном с Архипкою
Двор Васка Пиминов сын Никитин
Двор Сенка Анисимов сын Иванов с детьми с Васкою (л 595) да Ярофейком
Двор Платонко Еремеев сын
Двор Сергушко Яковлев сын Оболтин с зятем с Бориском Тихоновым сыном Филипова
Двор Васка Данилов сын Блинников
Двор Васка Перфирьев сын Коновал
Двор Ермолка Васильев сын Изтага с детьми с Фетком да с Мартынком
Двор Гаврилко да Иевко Евдокимовы дети Показане Гаврилко с сыном с Сергушкою (л 595 об)
Двор Фефилко Иванов сын Ростовщиков с детьми с Пахомком да с Васкою да с Ортемком
Двор Сидорко Иевлев сын Майданов с детьми с Олешкою да с Ивашком да с братею с Гарасимком да с Микиткою да с Левкою
Двор Якимко Ларионов сын Копылко с сыном Обрамком
Двор Степашко Семенов сын Докшин с Петрушком
Двор Ерофейко Федоров сын Серетка
(л 596)
Двор Панфилко Петров сын Оболтин с детьми с Фефилком да с Малафейком да с Фомкою да с Миткою
Двор Мишка Петров сын Оболтин с детьми со Фролкою да с Ивашком да с Ивашком же
Двор Кондрашка Микитин сын Пихтовников
Двор Самсонко да Онтонко Костенниковы дети Нечаевы Онтонко с сыном с Сидорком Антонко с сыном с Якимком
(л 596 об) Из вотчины Вознесенского монастыря крестьяне
Двор Осипко Васильев сын Мартынов с детьми с Якушком да с Васкою
Двор Филка Калинин сын Фофанов с детьми с Петрушкою да с Тимошкою да с Мишкою да с Ивашком
Двор Родка Прокофиев сын Козырев
Двор Куземка Стефанов сын Кузнецов с детьми с Микиферком да с Миткою
Двор Гришка Селиверстов сын прозвище (л 597) Кокшар с детьми с Тимошкою да с Исачком да с Прохорком
И всего в деревне Весляной 29 дворов крестьянских а людей в них 87 человек
http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-15-00000001-000-15-0
Все жители, по селебной книге 1647-51,- из Пыскорского монастыря, бывшего в то время на реке Камгорке, т.е. "строгановские мужики".
Первостолица Строгановых - Сольвычегодск на Вычегде, родные места Стефана Пермского.
Пути-дороги тогда были по рекам и простая логика требует искать связи в названиях с.Веслянка с рекой Весляной - это кратчайший транспортный путь связи Камкорта и Чусовских-Сылвенского городков-острогов с Вычегдой и Сольвычегодском.
Ну, а Стефаново Городище - это в честь Стефана Пермского, другого кандидата по спписку первопоселенцев не видно
И перевод, в опровержение легенды "о татарской земле", с древне-пермского означает "хантыйское жертвище" . . .
Деревня Весляной на ключе на Весляном
А в ней из вотчин (л 594) Спаса Пыскорского монастыря крестьяне
Двор Сидорко Иванов сын Пошехонов с детьми с Титкою да с Микулкою да Степашком
Двор Микитка Яковлев сын Новиков с детьми с Самылкою да с Варфоломейком да с Ивашком да с Олешкою
Двор Офонка Яковлев сын Новиков с детьми с Якушкою да с Офонком да с Петрушком
Двор Захарко Нефедов сын Емов с детьми (л 594 об) Фарапонтком да с Меркушкою да с Родком у него же подсоседник Савка Степанов сын Овчинников
Двор Фомка Иевлев сын Тимофеев
Двор Васка Петров сын Оболтин с детьми с Игнашкою да с Олешкою да со Фролком да Устинком
Двор Евсейко Афонасьев сын с сыном с Архипкою
Двор Васка Пиминов сын Никитин
Двор Сенка Анисимов сын Иванов с детьми с Васкою (л 595) да Ярофейком
Двор Платонко Еремеев сын
Двор Сергушко Яковлев сын Оболтин с зятем с Бориском Тихоновым сыном Филипова
Двор Васка Данилов сын Блинников
Двор Васка Перфирьев сын Коновал
Двор Ермолка Васильев сын Изтага с детьми с Фетком да с Мартынком
Двор Гаврилко да Иевко Евдокимовы дети Показане Гаврилко с сыном с Сергушкою (л 595 об)
Двор Фефилко Иванов сын Ростовщиков с детьми с Пахомком да с Васкою да с Ортемком
Двор Сидорко Иевлев сын Майданов с детьми с Олешкою да с Ивашком да с братею с Гарасимком да с Микиткою да с Левкою
Двор Якимко Ларионов сын Копылко с сыном Обрамком
Двор Степашко Семенов сын Докшин с Петрушком
Двор Ерофейко Федоров сын Серетка
(л 596)
Двор Панфилко Петров сын Оболтин с детьми с Фефилком да с Малафейком да с Фомкою да с Миткою
Двор Мишка Петров сын Оболтин с детьми со Фролкою да с Ивашком да с Ивашком же
Двор Кондрашка Микитин сын Пихтовников
Двор Самсонко да Онтонко Костенниковы дети Нечаевы Онтонко с сыном с Сидорком Антонко с сыном с Якимком
(л 596 об) Из вотчины Вознесенского монастыря крестьяне
Двор Осипко Васильев сын Мартынов с детьми с Якушком да с Васкою
Двор Филка Калинин сын Фофанов с детьми с Петрушкою да с Тимошкою да с Мишкою да с Ивашком
Двор Родка Прокофиев сын Козырев
Двор Куземка Стефанов сын Кузнецов с детьми с Микиферком да с Миткою
Двор Гришка Селиверстов сын прозвище (л 597) Кокшар с детьми с Тимошкою да с Исачком да с Прохорком
И всего в деревне Весляной 29 дворов крестьянских а людей в них 87 человек
http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-15-00000001-000-15-0
Все жители, по селебной книге 1647-51,- из Пыскорского монастыря, бывшего в то время на реке Камгорке, т.е. "строгановские мужики".
Первостолица Строгановых - Сольвычегодск на Вычегде, родные места Стефана Пермского.
Пути-дороги тогда были по рекам и простая логика требует искать связи в названиях с.Веслянка с рекой Весляной - это кратчайший транспортный путь связи Камкорта и Чусовских-Сылвенского городков-острогов с Вычегдой и Сольвычегодском.
Ну, а Стефаново Городище - это в честь Стефана Пермского, другого кандидата по спписку первопоселенцев не видно
Последний раз редактировалось: Алексей Накаряков (08.02.19 19:42), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Малая родина в большом Отечестве
А.Иванов "Чусовая", часть 3.
«…СВОИМ ВЛАДЕНИЕМ ВЕЛИКУЮ ОБШИРНОСТЬ…»
В XII веке хозяевами Чусовой стали вогулы — манси.
Конечно, чего уж скрывать: сейчас манси — народ вымирающий. Их и осталось всего-то несколько десятков тысяч. Живут они на восточном склоне Северного Урала и в Приобье, в черте Ханты-Мансийского национального округа.
Свой, восточный склон Урала манси называют «Мансипал», а западный склон — «Саранпал», то есть «склон саран». «Сараны» — это зыряне, коми и коми-пермяки. Чусовая воедино «сшивает» оба склона хребта.
Причина вымирания манси одна: русские. Нет, русские их не истребляли. Но они освоили их территории, и жизненное пространство манси страшно сократилось. И ещё, конечно, водка.
Манси можно охарактеризовать цитатой из статьи В. Морозова, Б. Овчинниковой и С. Пархимовича «Путешествие в Югру» («Древность Урала», 1998): «Манси жили как по западному, так и по восточному склону Урала: по рекам Вишере, в бассейне Чусовой, по Сосьве, Лозьве, Тагилу и т. д., то есть по левым притокам от Оби до Пышмы. Генетически это были местные племена, ассимилированные пришлыми угорскими, которые осели на этих землях. У манси преобладало охотничье- рыболовное хозяйство, позднее стало развиваться и оленеводство, заимствованное у северных соседей — ненцев. Знакомы они были с обработкой металла, кости, дерева, кожи. Кроме того, знали и земледелие (южная группа манси). Развитие получила культовая религия — шаманизм». В русских документах манси (вогуличи) впервые упоминаются в «Житии Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым в 1396–1397 годах.
Самоназвание «манси» означает, по одной версии, просто «люди», а по другой версии — «младшие братья». Они считали себя младшими братьями коми. Однако это родство не помешало манси спихнуть «старших братьев» с западных склонов Урала. Не зря коми звали их вогулами — «чужаками».
Сами манси слово «вогул» считают оскорбительным. В первые годы Советской власти только что организованный Ханты-Мансийский национальный округ назывался Остяко-Вогульским, а город Ханты-Мансийск, столица округа, — Остяко-Вогульском. Этот город, впрочем, известен ещё с XV века (он старше Мангазеи и Пустозёрска!). Манси называли его «Обдор» — «место при Оби». Русские переделали название на свой лад — Обдорск. Помните шустрого «обдорского монашка» из романа Достоевского «Идиот»? Впрочем, есть версия, что Ханты-Мансийск — это бывший городок Самарово, взятый ещё сподвижником Ермака Богданом Брязгой во время его похода по Оби на север.
В XII веке таинственные лесные воины — вогулы — жили на огромной территории Среднего и Северного Урала и Приобья. Они были могущественны. Золотая Орда подкатилась к ним и… отступила. В 1240 году в устье Чусовой произошла решающая битва манси с татарами, и татары были разбиты. Ныне поле той битвы — дно Камского водохранилища. Только в 1260 году хан Берку (русские летописи называют его Беркай) сумел покорить уральские племена, да и то посчитал опасным враждовать с ними и обложил вогулов лёгкой союзнической данью — «хараджем», который и выплачивался-то не всегда и не в полном объёме. Этот «харадж» вогулы отдавали сибирским татарам вплоть до похода Ермака: сначала ханам династии Шейбанидов, потом Тайбугинов и после — снова Шейбанидам"
Получается,- неволинцев вытеснили вогулы, а потом вогулы ещё и татар-монголов побили.
А ханты, выходит, были ими вытеснены на север, но потом вернулись с помощью Строгановых. В переписях стали именоваться "остяки и татары" . . .
А потом?
Выходит, татары геноцид устроили остякам после "Казанского взятия".
Симбиоз между ними затруднён, - "лёд и пламя" и по языку и по образу жизни и по культуре
Нет повести печальнее на Сылве, чем повесть о татарах и остяках
«…СВОИМ ВЛАДЕНИЕМ ВЕЛИКУЮ ОБШИРНОСТЬ…»
В XII веке хозяевами Чусовой стали вогулы — манси.
Конечно, чего уж скрывать: сейчас манси — народ вымирающий. Их и осталось всего-то несколько десятков тысяч. Живут они на восточном склоне Северного Урала и в Приобье, в черте Ханты-Мансийского национального округа.
Свой, восточный склон Урала манси называют «Мансипал», а западный склон — «Саранпал», то есть «склон саран». «Сараны» — это зыряне, коми и коми-пермяки. Чусовая воедино «сшивает» оба склона хребта.
Причина вымирания манси одна: русские. Нет, русские их не истребляли. Но они освоили их территории, и жизненное пространство манси страшно сократилось. И ещё, конечно, водка.
Манси можно охарактеризовать цитатой из статьи В. Морозова, Б. Овчинниковой и С. Пархимовича «Путешествие в Югру» («Древность Урала», 1998): «Манси жили как по западному, так и по восточному склону Урала: по рекам Вишере, в бассейне Чусовой, по Сосьве, Лозьве, Тагилу и т. д., то есть по левым притокам от Оби до Пышмы. Генетически это были местные племена, ассимилированные пришлыми угорскими, которые осели на этих землях. У манси преобладало охотничье- рыболовное хозяйство, позднее стало развиваться и оленеводство, заимствованное у северных соседей — ненцев. Знакомы они были с обработкой металла, кости, дерева, кожи. Кроме того, знали и земледелие (южная группа манси). Развитие получила культовая религия — шаманизм». В русских документах манси (вогуличи) впервые упоминаются в «Житии Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым в 1396–1397 годах.
Самоназвание «манси» означает, по одной версии, просто «люди», а по другой версии — «младшие братья». Они считали себя младшими братьями коми. Однако это родство не помешало манси спихнуть «старших братьев» с западных склонов Урала. Не зря коми звали их вогулами — «чужаками».
Сами манси слово «вогул» считают оскорбительным. В первые годы Советской власти только что организованный Ханты-Мансийский национальный округ назывался Остяко-Вогульским, а город Ханты-Мансийск, столица округа, — Остяко-Вогульском. Этот город, впрочем, известен ещё с XV века (он старше Мангазеи и Пустозёрска!). Манси называли его «Обдор» — «место при Оби». Русские переделали название на свой лад — Обдорск. Помните шустрого «обдорского монашка» из романа Достоевского «Идиот»? Впрочем, есть версия, что Ханты-Мансийск — это бывший городок Самарово, взятый ещё сподвижником Ермака Богданом Брязгой во время его похода по Оби на север.
В XII веке таинственные лесные воины — вогулы — жили на огромной территории Среднего и Северного Урала и Приобья. Они были могущественны. Золотая Орда подкатилась к ним и… отступила. В 1240 году в устье Чусовой произошла решающая битва манси с татарами, и татары были разбиты. Ныне поле той битвы — дно Камского водохранилища. Только в 1260 году хан Берку (русские летописи называют его Беркай) сумел покорить уральские племена, да и то посчитал опасным враждовать с ними и обложил вогулов лёгкой союзнической данью — «хараджем», который и выплачивался-то не всегда и не в полном объёме. Этот «харадж» вогулы отдавали сибирским татарам вплоть до похода Ермака: сначала ханам династии Шейбанидов, потом Тайбугинов и после — снова Шейбанидам"
Получается,- неволинцев вытеснили вогулы, а потом вогулы ещё и татар-монголов побили.
А ханты, выходит, были ими вытеснены на север, но потом вернулись с помощью Строгановых. В переписях стали именоваться "остяки и татары" . . .
А потом?
Выходит, татары геноцид устроили остякам после "Казанского взятия".
Симбиоз между ними затруднён, - "лёд и пламя" и по языку и по образу жизни и по культуре
Нет повести печальнее на Сылве, чем повесть о татарах и остяках
Re: Малая родина в большом Отечестве
Что удивительно и непонятно,- А.Дмитриев, как и практически все, писавшие о начальном заселении Кунгурского края русскими, всерьёз считает ВЫПИСЬ, данную остякам и татарам, полной переписью М.Кайсарова по территории будущего Кунгурского уезда (Дмитриев,вып.8,с.128):
"Послѣ Кайсарова слѣдующія по времени переписныя книги по Кунгурскому уѣзду составлены были въ 1648 г., по наказу воеводы Елизарова, который, какъ мы знаемъ, переписывалъ, подобно Кайсарову, и Пермь Великую. Но онъ не самъ составлялъ книги, а поручилъ ихъ составленіе по Кунгурскому уѣзду, при самомъ основаніи Кунгура, выборному Соликамскому посадскому человѣку Ивану Суровцеву и съѣзжіе избы подъячему Антипѣ Вахутину, какъ видно изъ предисловія къ книгамъ. Имъ велѣно было переписать и вы- веети за государя на Кунгуръ и на Степаново Городище на жительство, а затѣмъ и тягломъ обложить всѣхъ вятчинъ, кайгородцевъ, чердынцевъ и усольцевъ и другихъ городовъ людей, которые будутъ прибраны къ поселенію на Кунгурѣ. Въ составленныхъ Суровцовымъ и Вахутинымъ книгахъ подробно перечислены сначала государевы крестьяне, а затѣмъ ч/отдѣльно бѣглые и бобыли, которые подлежали выселенію на Кунгуръ и Степаново Городище."
Получилось, в Кунгурском уезде на 1648 год 1222 душ м.п.
"Послѣ Кайсарова слѣдующія по времени переписныя книги по Кунгурскому уѣзду составлены были въ 1648 г., по наказу воеводы Елизарова, который, какъ мы знаемъ, переписывалъ, подобно Кайсарову, и Пермь Великую. Но онъ не самъ составлялъ книги, а поручилъ ихъ составленіе по Кунгурскому уѣзду, при самомъ основаніи Кунгура, выборному Соликамскому посадскому человѣку Ивану Суровцеву и съѣзжіе избы подъячему Антипѣ Вахутину, какъ видно изъ предисловія къ книгамъ. Имъ велѣно было переписать и вы- веети за государя на Кунгуръ и на Степаново Городище на жительство, а затѣмъ и тягломъ обложить всѣхъ вятчинъ, кайгородцевъ, чердынцевъ и усольцевъ и другихъ городовъ людей, которые будутъ прибраны къ поселенію на Кунгурѣ. Въ составленныхъ Суровцовымъ и Вахутинымъ книгахъ подробно перечислены сначала государевы крестьяне, а затѣмъ ч/отдѣльно бѣглые и бобыли, которые подлежали выселенію на Кунгуръ и Степаново Городище."
Получилось, в Кунгурском уезде на 1648 год 1222 душ м.п.
Re: Малая родина в большом Отечестве
Через год после Елизарова сыск беглых крестьян был продолжен при новом воеводе, князе Прозоровском (Дмитриев,вып.8,с.130):
"Послѣ воеводы Елизарова (1647— 48 г.г.) его преемнику по воеводству въ Перми Великой, князю Петру Прозоровскому, опять повелѣно было изъ Новгородскаго Приказа составить новыя, какъ бы повѣрочныя и дополнительныя, селидебныя книги по Кунгуру и его уѣзду. Подобно Елизарову, князь Прозоровскій поручилъ составить книги чердынской съѣзжей избы подьячему Гаврилу Евдоки- ^ мову, который .пересмотрѣлъ и переписалъ людей“ на Кунгурѣ и въ уѣздѣ его „сверхъ сыску и селитьбы Прокофья Елизарова“. Начавъ съ Кунгура, Евдокимовъ сдѣлалъ подворную перепись и по всѣмъ деревнямъ и починкамъ въ уѣздѣ этого города, исключая села Кишерти и двухъ пустыней. Закончивъ свои книги,, онъ помѣтилъ ихъ 1 декабря І651 г. и подалъ князю Прозоровскому, именемъ котораго эти книги иногда и называются, подобно предыдущимъ книгамъ Елизарова, въ дѣйствительности составленнымъ Иваномъ Суровцевымъ. Оказалось, что послѣ Елизарова, „сверхъ его сыску и селитьбы“, т. е. въ теченіе менѣе трехъ лѣтъ, на Кунгурѣ и въ его уѣздѣ прибавилось 86 дворовъ (въ городѣ и 228 человѣкъ муж. пола (изъ нихъ въ городѣ 17). Важно въ переписи Евдокимова перечисленіе всѣхъ деревень и починковъ Кунгурскаго уѣзда съ указаніемъ въ каждомъ селеніи числа дворовъ и людей."
По сравнению с Елизаровым число оброчных подданных возросло почти на четверть . . .
"Послѣ воеводы Елизарова (1647— 48 г.г.) его преемнику по воеводству въ Перми Великой, князю Петру Прозоровскому, опять повелѣно было изъ Новгородскаго Приказа составить новыя, какъ бы повѣрочныя и дополнительныя, селидебныя книги по Кунгуру и его уѣзду. Подобно Елизарову, князь Прозоровскій поручилъ составить книги чердынской съѣзжей избы подьячему Гаврилу Евдоки- ^ мову, который .пересмотрѣлъ и переписалъ людей“ на Кунгурѣ и въ уѣздѣ его „сверхъ сыску и селитьбы Прокофья Елизарова“. Начавъ съ Кунгура, Евдокимовъ сдѣлалъ подворную перепись и по всѣмъ деревнямъ и починкамъ въ уѣздѣ этого города, исключая села Кишерти и двухъ пустыней. Закончивъ свои книги,, онъ помѣтилъ ихъ 1 декабря І651 г. и подалъ князю Прозоровскому, именемъ котораго эти книги иногда и называются, подобно предыдущимъ книгамъ Елизарова, въ дѣйствительности составленнымъ Иваномъ Суровцевымъ. Оказалось, что послѣ Елизарова, „сверхъ его сыску и селитьбы“, т. е. въ теченіе менѣе трехъ лѣтъ, на Кунгурѣ и въ его уѣздѣ прибавилось 86 дворовъ (въ городѣ и 228 человѣкъ муж. пола (изъ нихъ въ городѣ 17). Важно въ переписи Евдокимова перечисленіе всѣхъ деревень и починковъ Кунгурскаго уѣзда съ указаніемъ въ каждомъ селеніи числа дворовъ и людей."
По сравнению с Елизаровым число оброчных подданных возросло почти на четверть . . .
Re: Малая родина в большом Отечестве
В 1651 году следующий воевода продолжил сыск беглых крестьян (Дмитриев,вып.8,с.131):
"Въ томъ же 1651 году послѣдовала перемѣна великопермскаго воеводы: вмѣсто князя Прозоровскаго въ Чердынь назначенъ былъ стольникъ Семенъ Тимоѳеевичъ Кондыревъ. Такъ какъ на Кунгуръ и въ его уѣздъ по прежнему бѣжа- ^ ли многіе чердынцы, зная плодородіе тѣхъ мѣстъ и ихъ малонаселенность, а также являлись туда выходцы изъ другихъ городовъ и уѣздовъ и селились по Сылвѣ и ея притокамъ самовольно, безъ поручныхъ записей, то новому воеводѣ данъ былъ наказъ изъ Новгородской Чети *) за при- писью дьяка Андрея Немирова „сыскать за вотченнитми сверхъ Прокопья Елизарова и князь Петровыхъ Прозоровскаго селебныхъ книгъ прихожихъ крестьянъ вятчанъ, и кайгород- цевъ, и Соливычегодцкой, и съ Устюга Великаго и иныхъ разныхъ городовъ и поручныя записи въ житьѣ и въ госу- даревѣ тяглѣ взять“. Согласно этого наказа, воевода Кондыревъ вновь сыскалъ на Кунгурѣ и въ его уѣздѣ 174 семьи, а людей въ нихъ 428 человѣкъ, которые за вотчинниками не живали".
Таким образом, число жителей Кунгурского уезда возросло ещё на 2/5 по сравнению с Елизаровской ревизией и общая численность жителей нового Кунгурского уезда составила 1222+228+428 = 1878 д.м.п.
Для понимания сути дела эту цифру 1878 д.м.п. надо сравнивать с итогом ВСЕГО Строгановского населения по Елизарову на 1647 год 5601 д.м.п.
"Въ томъ же 1651 году послѣдовала перемѣна великопермскаго воеводы: вмѣсто князя Прозоровскаго въ Чердынь назначенъ былъ стольникъ Семенъ Тимоѳеевичъ Кондыревъ. Такъ какъ на Кунгуръ и въ его уѣздъ по прежнему бѣжа- ^ ли многіе чердынцы, зная плодородіе тѣхъ мѣстъ и ихъ малонаселенность, а также являлись туда выходцы изъ другихъ городовъ и уѣздовъ и селились по Сылвѣ и ея притокамъ самовольно, безъ поручныхъ записей, то новому воеводѣ данъ былъ наказъ изъ Новгородской Чети *) за при- писью дьяка Андрея Немирова „сыскать за вотченнитми сверхъ Прокопья Елизарова и князь Петровыхъ Прозоровскаго селебныхъ книгъ прихожихъ крестьянъ вятчанъ, и кайгород- цевъ, и Соливычегодцкой, и съ Устюга Великаго и иныхъ разныхъ городовъ и поручныя записи въ житьѣ и въ госу- даревѣ тяглѣ взять“. Согласно этого наказа, воевода Кондыревъ вновь сыскалъ на Кунгурѣ и въ его уѣздѣ 174 семьи, а людей въ нихъ 428 человѣкъ, которые за вотчинниками не живали".
Таким образом, число жителей Кунгурского уезда возросло ещё на 2/5 по сравнению с Елизаровской ревизией и общая численность жителей нового Кунгурского уезда составила 1222+228+428 = 1878 д.м.п.
Для понимания сути дела эту цифру 1878 д.м.п. надо сравнивать с итогом ВСЕГО Строгановского населения по Елизарову на 1647 год 5601 д.м.п.
Re: Малая родина в большом Отечестве
Не везде соратников Р.Гайды чествуют, как в Кунгуре:
Легионеры из Чехии и потомки купца Грибушина побывали в Кунгуре в некрополе
https://iskra-kungur.ru/all/2012/07/06/4597/
[size=40]Россия протестует против мемориалов чешским псам войны[/size]
arctus
Запрос граждан России на национальную гордость и патриотизм «виновен» в том, что сохранение памяти о белочехах в России наталкивается на сопротивление, заявил чешский журналист Томаш Влах, 14 апреля в своей статье на сайте чешского информагентства Lidovky.cz.
( Читать дальше... )
Легионеры из Чехии и потомки купца Грибушина побывали в Кунгуре в некрополе
https://iskra-kungur.ru/all/2012/07/06/4597/
[size=40]Россия протестует против мемориалов чешским псам войны[/size]
Причины проблем с памятниками белочехам в России назвали в Чехии
arctus
Запрос граждан России на национальную гордость и патриотизм «виновен» в том, что сохранение памяти о белочехах в России наталкивается на сопротивление, заявил чешский журналист Томаш Влах, 14 апреля в своей статье на сайте чешского информагентства Lidovky.cz.
( Читать дальше... )
Re: Малая родина в большом Отечестве
Хахилев как обычно наскакивает яко Иван Кольцо с саблей наголо, но сам от верхоглядства никак избавиться не может, хоть и не мальчик уже, судя по числу годиков и всё же пытается папу по возрасту трахаться поучить . . .Ю.Хахилев пишет:"Упоминание переписи Чемезова доказывает то, что владельцами земель вокруг Торговища были Строгановы, ибо Чемезов описывал только их вотчины"
Очередное голословное утверждение. Чтобы судить о переписи, сначала надо прочитать её текст. Не дадите ссылочку на полный текст переписи Федора Чемезова 1642 года?
Ю.Хахилев в 04.01.19 17:53=f035c76409250459ac44ea5200c1a910&cvf[1]=5435351fbb7b73698873a2b9feedf39d&eval=plus&p_vote=5076]+
----=c6a2a73240cf4e47c3695e81b4905c12&cvf[1]=d885e13c59a4106980d6801563c1b388&eval=minus&p_vote=5076]-
Перепись Елизарова, 1647 год.
"(л.1)
У Соли же на посаде дворы последних людей и въдовьи дворы.
Изба нищего Кирилка Семенова сына. У него (л.39) дети: сын Пашко да сын Васка. А Кирилко после писца Федора Чемесова померл в нынешнем во 155-м году.
С каких пор Соль Камская (Соликамск) стал вотчиной Строганова?
Внимательно читайте переписи.
 
У Строгановых не было вотчин в Соли Камской!
А вот строгановские варницы и строгановские работники в Соли Камской БЫЛИ и не мало, судя по числу варниц и требуемому для их работы количеству народа (с семьями, конечно) и очевидно, что они попали в перепись Ф.Чемезова. И нахождение Строгановских мужиков в Соли Камской вполне очевидно:
" ... О варницах, пожертвованных монастырю, прежде всего у Соли-Камской, в это время уже не упоминается, вероятно, монастырь, не имея еще достаточного количества людей, потребных для солеварения,, продал эти варницы кому-либо из Соликамских солепромышленников за большие деньги, подобно тому, как еще игумен Варлаам продал в Соликамске одну варницу Соликамскому жильцу Федору Шелконогову – не известно только, в котором году [9]. По этим немногим документам владений монастырских можно отчасти судить о том, что монастырь существовал в сие время безбедно и приходил в цветущее состояние, которое было только предвестником того величия, которое приобретал он с каждым годом во все последующее время, при некоторых мудрых и распорядительных из своих настоятелей."
http://pyskor.cerkov.ru/istoriya-skita/svyashhennik-i-slovcov-pyskorskij-preobrazhenskij-stavropigialnyj-2-go-klassa-monastyr/
Роль Казанского взятия в развитии Кунгурского края
"Казанское взятие" стало решающим обстоятельство в освоении русскими Кунгурского края после перерыва, вызванного батыевым нашествием и последующим игом, край был превращён в охотничьи угодья для заготовки полона и последующей продажи в рабство, в основном через Кафу, как преемника хазарии.
О масштабах ига можно судить по тому, что после окончательного покорения Казани было освобождено 100 тысяч пленников, заготовленных к продаже в рабство.
Само "Казанское взятие" обросло мифами, но цифра 100 тысяч пленников подтверждается многими источниками:
https://masterok.livejournal.com/6043276.html
"Москва же выдвинула встречные требования, среди которых одним из главных пунктов значилось освобождение всех русских пленников, предназначенных для продажи. Таковых насчитывалось к тому моменту никак не меньше ста тысяч — Казань давно вела прибыльный бизнес, захватывая людей в русских селениях и продавая их на невольничьих рынках Каспия и Крыма"
Масштаб проблемы отчётливее воспринимается при сравнении оных 100 тысяч с данными переписей, на Кайсарову на весь край 86 душ ... и с другими - в том же роде
О масштабах ига можно судить по тому, что после окончательного покорения Казани было освобождено 100 тысяч пленников, заготовленных к продаже в рабство.
Само "Казанское взятие" обросло мифами, но цифра 100 тысяч пленников подтверждается многими источниками:
https://masterok.livejournal.com/6043276.html
"Москва же выдвинула встречные требования, среди которых одним из главных пунктов значилось освобождение всех русских пленников, предназначенных для продажи. Таковых насчитывалось к тому моменту никак не меньше ста тысяч — Казань давно вела прибыльный бизнес, захватывая людей в русских селениях и продавая их на невольничьих рынках Каспия и Крыма"
Масштаб проблемы отчётливее воспринимается при сравнении оных 100 тысяч с данными переписей, на Кайсарову на весь край 86 душ ... и с другими - в том же роде
Re: Малая родина в большом Отечестве
Алексей Накаряков пишет:
М.Г.Худяков в Очерках по истории Казанского ханства пишет:
" По спискам русского правительства, веденным в Свияжске при выдаче хлебного довольствия, во всем Казанском ханстве было освобождено 60 тысяч невольников. Пленные должны были явиться в Свияжск и оттуда уже "все по своим местам, кому куда ближе, туды пошли"- вверх по Волге, в Нижний, Балахну, Кострому, в Галич, Вятку, Устюг, в Муром, в Касимов и т.д."
http://kitap.net.ru/hudyakov.part04.php#h04_03
Это Худяков пишет о событиях 1551г. и ссылается на "Царственную книгу".
Само "Казанское взятие" обросло мифами, но цифра 100 тысяч пленников подтверждается многими источниками:
https://masterok.livejournal.com/6043276.html
М.Г.Худяков в Очерках по истории Казанского ханства пишет:
" По спискам русского правительства, веденным в Свияжске при выдаче хлебного довольствия, во всем Казанском ханстве было освобождено 60 тысяч невольников. Пленные должны были явиться в Свияжск и оттуда уже "все по своим местам, кому куда ближе, туды пошли"- вверх по Волге, в Нижний, Балахну, Кострому, в Галич, Вятку, Устюг, в Муром, в Касимов и т.д."
http://kitap.net.ru/hudyakov.part04.php#h04_03
Это Худяков пишет о событиях 1551г. и ссылается на "Царственную книгу".
Re: Малая родина в большом Отечестве
Карта Казанского ханства.
[url=]
Источник:http://tatarhistory.ru/ru/atlas/kazanskoe-hanstvo/obrazovanie-kazanskogo-hanstva-territoriya-i-naselenie
В северо-западном углу Казанского ханства мы видим "Сылвинскую землю", но она отмечена как редконаселенная.
[url=]
Источник:http://tatarhistory.ru/ru/atlas/kazanskoe-hanstvo/obrazovanie-kazanskogo-hanstva-territoriya-i-naselenie
В северо-западном углу Казанского ханства мы видим "Сылвинскую землю", но она отмечена как редконаселенная.
Re: Малая родина в большом Отечестве
Алексей Накаряков пишет:
Вряд ли Кунгурский край когда либо был транзитным пунктом для работорговли.
Во-первых, очень далеко от густонаселенных центральных районов России.
Во-вторых в Кунгурский край татары переселились из центральных районов Казанского ханства после его падения в 1552г. Гипотезу о таком переселении впервые выдвинул А.Дмитриев и сейчас она не оспаривается.
"Казанское взятие" стало решающим обстоятельство в освоении русскими Кунгурского края после перерыва, вызванного батыевым нашествием и последующим игом, край был превращён в охотничьи угодья для заготовки полона и последующей продажи в рабство, в основном через Кафу, как преемника хазарии.
Вряд ли Кунгурский край когда либо был транзитным пунктом для работорговли.
Во-первых, очень далеко от густонаселенных центральных районов России.
Во-вторых в Кунгурский край татары переселились из центральных районов Казанского ханства после его падения в 1552г. Гипотезу о таком переселении впервые выдвинул А.Дмитриев и сейчас она не оспаривается.
Re: Малая родина в большом Отечестве
Потому и пришлось Казань брать осадой и штурмом через год, что татары отдали не всех пленников, а около половины ...Алексей Ершов пишет:М.Г.Худяков в Очерках по истории Казанского ханства пишет:
" По спискам русского правительства, веденным в Свияжске при выдаче хлебного довольствия, во всем Казанском ханстве было освобождено 60 тысяч невольников.
http://kitap.net.ru/hudyakov.part04.php#h04_03
Это Худяков пишет о событиях 1551г. и ссылается на "Царственную книгу".
За что им пришлось заплатить тем, что из Казани были выселены ВСЕ татары, кроме принявших крещение и среди таковых были предки м.кайсарова
Re: Малая родина в большом Отечестве
Сылвинская земля потому и "редкозаселенная", что татарские отряды поугоняли всех в полонАлексей Ершов пишет:Карта Казанского ханства.
[url=]
Источник:http://tatarhistory.ru/ru/atlas/kazanskoe-hanstvo/obrazovanie-kazanskogo-hanstva-territoriya-i-naselenie
В северо-западном углу Казанского ханства мы видим "Сылвинскую землю", но она отмечена как редконаселенная.
Re: Малая родина в большом Отечестве
У меня написано, что Кунгурский край был не транзитным, а ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМ "угодьем"Алексей Ершов пишет:Алексей Накаряков пишет:"Казанское взятие" стало решающим обстоятельство в освоении русскими Кунгурского края после перерыва, вызванного батыевым нашествием и последующим игом, край был превращён в охотничьи угодья для заготовки полона и последующей продажи в рабство, в основном через Кафу, как преемника хазарии.
Вряд ли Кунгурский край когда либо был транзитным пунктом для работорговли.
Во-первых, очень далеко от густонаселенных центральных районов России.
Во-вторых в Кунгурский край татары переселились из центральных районов Казанского ханства после его падения в 1552г. Гипотезу о таком переселении впервые выдвинул А.Дмитриев и сейчас она не оспаривается.
Что касается Дмитриева, он НЕ РАБОТАЛ по Кунгурскому краю, а в истории его отметился двумя конфузиями:
1. Что до 1648 г "не было ни одного русского селения" и эту бульку верхогляды мусолят до сих пор.
2. Разрекламировал бульку Пиликина, что "Кунгур заложен на земле, купленной у иренских татар", в то врем как в осточниках от переписи Кайсарова 1624г., до решения Сената 1845 г.указано, что земли по р.Камгур были за остяками и переход их к татарам не подверждён никакими документами, а атарам указано, чтобы впредь БЫЛО НЕПОВАДНО ВОРОВАТЬ
Re: Малая родина в большом Отечестве
Алексей Накаряков пишет:
Поясните, что значит "заготовительным"?
Постоянным источником рабов для Волжской Булгарии что ли? Это вряд ли.
Здравый смысл подсказывает, что между мусульманским государством, каковым являлась Волжская Булгария, и ближайщим немусульманским населением, должно быть обширное "дикое поле" —пара сотен километров абсолютно безлюдной территории.
У меня написано, что Кунгурский край был не транзитным, а ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМ "угодьем"
Поясните, что значит "заготовительным"?
Постоянным источником рабов для Волжской Булгарии что ли? Это вряд ли.
Здравый смысл подсказывает, что между мусульманским государством, каковым являлась Волжская Булгария, и ближайщим немусульманским населением, должно быть обширное "дикое поле" —пара сотен километров абсолютно безлюдной территории.
Re: Малая родина в большом Отечестве
Гипотеза А.Дмитриева о переселении казанских татар в Кунгурский край не опаривается свременными исследователями.
Вот что пишет Исхаков по поводу переселения татар в Кунгурский край:
"Безусловно, в формировании пермских татар роль миграции татарских групп из Среднего Поволжья, начиная со второй половины XVI в., была значительной — об этом говорят как исторические источники, так и данные по культуре, языку татароязвгчного населения Среднего Приуралья. Причем переселенцы на новом месте закреплялисв довольно быстро и успешно. Например, в исторических преданиях татар д.Устъ- Турка среди переселенцев "со стороны Казани" упоминаются Кызыл- бай, Тимербай и "удмурт" (ар) Актарнак-бай. В документе за 1625 г. "татары" Иметкай, Тимербай и Кызылбай — "дети Левкаса", действительно фигурируют. В руках этих татар и их родственников уже имелись земельные владения, хотя в писцовой книге 1623—1624 гг. они еще не числятся среди переписываемого населения."
[Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени. с.122]
Вот что пишет Исхаков по поводу переселения татар в Кунгурский край:
"Безусловно, в формировании пермских татар роль миграции татарских групп из Среднего Поволжья, начиная со второй половины XVI в., была значительной — об этом говорят как исторические источники, так и данные по культуре, языку татароязвгчного населения Среднего Приуралья. Причем переселенцы на новом месте закреплялисв довольно быстро и успешно. Например, в исторических преданиях татар д.Устъ- Турка среди переселенцев "со стороны Казани" упоминаются Кызыл- бай, Тимербай и "удмурт" (ар) Актарнак-бай. В документе за 1625 г. "татары" Иметкай, Тимербай и Кызылбай — "дети Левкаса", действительно фигурируют. В руках этих татар и их родственников уже имелись земельные владения, хотя в писцовой книге 1623—1624 гг. они еще не числятся среди переписываемого населения."
[Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени. с.122]
Re: Малая родина в большом Отечестве
100 тысяч пленников для продажи пропорционально нашему времени это ведь около 2 млн. Их же разом не возьмёшь, много раз и густым неводом заготовлять надо, потому и заготовительные площадь, районы, угодья- по разному называть можно.Алексей Ершов пишет:Алексей Накаряков пишет:Поясните, что значит "заготовительным"?У меня написано, что Кунгурский край был не транзитным, а ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМ "угодьем"
Постоянным источником рабов для Волжской Булгарии что ли? Это вряд ли.
Здравый смысл подсказывает, что между мусульманским государством, каковым являлась Волжская Булгария, и ближайщим немусульманским населением, должно быть обширное "дикое поле" —пара сотен километров абсолютно безлюдной территории.
"Пара сотен вёрст" - это для сухо-степной зоны, а в Сылво-Иренском поречье есть где укрыться, в нём для понятия "дикое поле" и 20 вёрст достаточно
Re: Малая родина в большом Отечестве
Непонятно откуда взялось, что А.Дмитриев претендовал на гипотезу о переселении татар после Казанского взятия. В истории России об этом ПИСАЛИ ВСЕ после 1552 года. Из высших авторитетов В.Н.Татищев "История российская", кн.5, гл.59.Алексей Ершов пишет:Гипотеза А.Дмитриева о переселении казанских татар в Кунгурский край не опаривается свременными исследователями.
Вот что пишет Исхаков по поводу переселения татар в Кунгурский край:
"Безусловно, в формировании пермских татар роль миграции татарских групп из Среднего Поволжья, начиная со второй половины XVI в., была значительной — об этом говорят как исторические источники, так и данные по культуре, языку татароязвгчного населения Среднего Приуралья. Причем переселенцы на новом месте закреплялисв довольно быстро и успешно. Например, в исторических преданиях татар д.Устъ- Турка среди переселенцев "со стороны Казани" упоминаются Кызыл- бай, Тимербай и "удмурт" (ар) Актарнак-бай. В документе за 1625 г. "татары" Иметкай, Тимербай и Кызылбай — "дети Левкаса", действительно фигурируют. В руках этих татар и их родственников уже имелись земельные владения, хотя в писцовой книге 1623—1624 гг. они еще не числятся среди переписываемого населения."
[Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени. с.122]
Завоз татар, черемисс, вотяков Строгановыми после усмирения бунта 1572 г довольно подробно описан у В.Шишонко
Д.Исхаков даже у татар имеет репутацию оголтелого националиста-русофоба, есть-ли смысл числить егов авторитетах для истории Кунгурского края?
Re: Малая родина в большом Отечестве
Алексей Накаряков пишет:
Полное отсутствие коренного коми-пермяцкого населения в Кунгурском крае, можно объяснить только "зоной отчуждения" у границ мусульманского государства.
Топонимика Кунгурского края в основном финно-угорская, но в конце XVI века русские люди обнаружили на Сылве и Ирени только тюркоязычных непонятных "остяков" и еще татар, а коми-пермяков не обнаружили.100 тысяч пленников для продажи пропорционально нашему времени это ведь около 2 млн. Их же разом не возьмёшь, много раз и густым неводом заготовлять надо, потому и заготовительные площадь, районы, угодья- по разному называть можно.
Полное отсутствие коренного коми-пермяцкого населения в Кунгурском крае, можно объяснить только "зоной отчуждения" у границ мусульманского государства.
Страница 6 из 7 • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Страница 6 из 7
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 17:50 автор Алексей Ершов
» Очерки Кунгура
Сегодня в 13:13 автор Алексей Ершов
» Список соборов и церквей Пермской епархии. Город Кунгур с уездом.
05.09.24 9:42 автор Геолог
» Кунгурское наречие
04.09.24 14:59 автор Геолог
» О Кунгурском медеплавильном заводе
16.08.24 10:21 автор Геолог
» О механическомъ заведеніи Гакса въ отношеніи къ Кунгурскому техническому училищу.
16.08.24 7:17 автор Геолог