ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Опрос

КУНГУР ЭТО

ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap13%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 13% [ 28 ]
ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap35%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 35% [ 75 ]
ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap10%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 10% [ 21 ]
ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap13%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 13% [ 29 ]
ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap7%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 7% [ 16 ]
ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap13%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 13% [ 27 ]
ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_lcap9%ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО I_vote_rcap 9% [ 19 ]

Всего проголосовало : 215

Галерея


ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО Empty
Партнёры
Free counters!
Поделиться в сетях
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь Календарь

Малый Гостиный двор 180х120
Читайте книгу "Кунгур.
Хроники старых домов"


ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО

Перейти вниз

ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО Empty ТРЕТЬЯКОВЫ ИЗ ЛЮБИМОВО

Сообщение  Алина Дием 04.09.17 17:28


   Любимово – деревня Комаровской волости Кунгурского уезда, где в 1895 году родилась моя бабушка Анастасия Фёдоровна Третьякова. Самые ранние упоминания, которые мне пока известны, о деревне Любимовой есть в «Сказках крестьян...» 1686 года. Третьяковых среди перечисленных жителей нет, но деревня Любимово относилась к селу Рождественскому, и в 1686 году там жил Третьяков (Л. 61). Итак, деревня Любимово точно уже существовала в конце 17 века, то есть либо возродилась, либо возникла «после башкирского раззорения». А подтверждение – исторический документ-перепись, в двух частях, под названием «Сказки крестьян, бобылей, стрельцов и пушкарей Кунгурского уезда, поданные писцу стольнику Г.И. Анненкову», 1686 года. (РГАДА. Ф. 159. оп. 3. Д. 2488. Л. 67).
   Третьяковы могли появиться в Любимовой из другой, не слишком дальней деревни, известной по переписи 1703 года, – «села Введенского приходу деревня Советная вверх речки Санды. В ней крестьяне.

   Во дворе Афонасей Павлов сын ТРЕТЬЯКОВ. сказал у него сын Кирило 13 лет родилса де он Афонасей в Устюшском уезде жил за великим государем во крестьянех а в Кунгурской де уезд пришел и живет в той деревне по 1703-й год 20 лет <…>
   (РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 703. (л. 333)
   Во дворе Иев Павлов сын ТРЕТЬЯКОВ. сказал у него дети Сава 20 лет Вавило 10 лет родился де он Иев в Устюжском уезде в Никольском стану в деревне Рышкове жил за великим государем во крестьянском тягле а на Кунгур де он пришел и живет в той деревне Советной по 1703-й год 20 лет <…>
   (РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 703. (л. 340)».

   Эти сведения из «Переписной книги города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т. Текутьева 1703–1704 годов» еще более ценны тем, что указывались места, откуда «на Кунгур» пришли жители. Вот и Третьяковы в Кунгурском уезде появились из Устюжского уезда из деревни Рышково Никольского стану. Устюг, Соль Вычегодская, Соль Камская – земли Строгановых, поэтому неудивительно, что крестьяне перемещались в Прикамье в строгановских владениях. Всего же у Строгановых только в пермских владеньях было более восемнадцати тысяч крестьян.
   В первой половине 16 века люди, жившие в северном краю, назывались слобожане и никому не принадлежали. Но вот царь Иван Грозный в 1558 году пожаловал разбогатевшему солепромышленнику Григорию сыну Аникея Строганова огромные владения на земли Уральского Прикамья. Род Строгановых ведёт своё начало от новгородцев: в Сольвычегодском и Устюжском новгородских районах Строгановы ведали сбором оброка. В 1568 года жалованную грамоту на земли по реке Чусовой получил старший сын Аникея Яков Строганов.
   Современный историк, исследователь рода Строгановых Т.Г. Мезенина в своей диссертации отмечает: «Статус населения строгановских земель был определён первыми жалованными грамотами. Согласно этим документам Строгановы имели полное и безусловное право «судить своих слобожан во всём» и распределять их на работы при собственных соляных промыслах без вмешательства местной администрации. С утверждением вотчинного права население окончательно сравнялось по статусу с крепостным крестьянством».
   Известно, что были Третьяковы из крестьян «имянитого человека господина Григорья Дмитриевича Строганова». Воспользовавшись строгановской переписью 1710 года, я попробую найти некоторые подходы к архивному поиску на фамилию Третьяковых.
   Полное название переписи звучит в интернете так:
   Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Соликамский уезд: Переписная книга 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева
   (РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2119. Л. 1-4)
   (РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1497)

   Первый лист строгановской летописи, составленной во времена Петра Первого, гласит:
   «Лета 1711-го генваря в __ день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по пунктам каковы даны из Сибирского приказу за приписью дьяка Афонасья Гарасимова велено дьяку Алексею Никееву приехав к Соли Камской переписать духовных и мирских всякого чину и служилых и посадских людей дворы и в них людей мужеска и женска полу по имяном и в лета ни обходя никого и самых малых младенцов в каждом дому потом ехать того города в уезд в деревни и архиерейские и монастырские вотчины и на заводы и соляные варницы и в вотчины имянитого человека господина Строганова и в ыные вотчины чьи в тех уездех ни есть и потомуж переписать села и деревни и в них дворы помещиковы и в тех дворех дворовых и деловых и протчих всяких живущих людей мужеска и женска пола так же дворы священников и церковных причетников и крестьянские и бобыльские и вдовьи и нищетские и протчих и в них людей и их братьев и родственников…»

   Эта перепись – уникальная возможность найти данные по крестьянским семьям. Генеалогия крестьянских семей России – целина и самый трудный поиск. В настоящее время перепись представлена в интернете, и я смогла сделать выписки на фамилию Третьяковы. Фамилия распространённая, поэтому выписок получилось много.
   Третьяковы жили в разных местах: в Зырянских Усольях, починок Бештаников; погост на реке Косьве, деревня Сучкина; село Ейва на речке Усолке; село Ильинское на реке на Обве; погост Кудымкор над речкою Кудвою; деревня над Серою речкой; Чюсовой Верхней городок; деревня Макушина, деревня Осиновская; деревня Чернозевская, деревня Рожина; село Кишерть; село Калино Верхнее на реке на Чюсовой; деревня Коростелева на Усве речке; деревня над рекою Бурсуном; деревня под Сараями над озером; деревня на Горах над рекою Чюсовою, починок за ручьем; починок над озером; починок вверх по Чюсовой Молчанов; починок по Чюсовой вверх Койвы речки.
   Как красиво звучат эти старинные северные места! Не удержалась и перечислила все, где жили Третьяковы в начале 18 века.
   Поскольку в нашей семье нет ни одного упоминания, что в семье когда-то были священнослужители, даже вышедшие из крестьян, то я сужаю поиск и остановлюсь исключительно на крестьянских семьях Третьяковых.

   Думаю, что род моей бабушки по матери её Федосье был не пришлый издалека, а шёл от камской белоглазой чуди и жил на южной окраине Перми Великой, которая простиралась до реки Чусовой. Как отмечал А. Дмитриев в «Пермской старине», ссылаясь на писцовые книги, южная граница Перми Великой проходила «На юге: от левого притока Чусовой р. Утки на запад, через среднюю Сылву (нынешний Кунгурский уезд), далее на запад через реку Каму (повыше г. Осы)…»
   А. Дмитриев отмечал: «Нет нужды говорить о важности писцовых книг в смысле самых точных историко-статистических и топографических показателей. По отношению к пермскому краю древнейшими памятниками этого рода были: “Книги сошного письма Пермско-Чердынские и Чердынского уезда письма и меры писца Ивана Игнатьевича Яхонтова да подьячего Третьяка Карпова восемьдесят седьмого году” (1579 г.). Того же Яхонтова “Книги сошного письма Пермские Семена Аникиева да Максима Яковлева да Никиты Григорьева, Строгановых детей, вотчин их, письма и меры... восемьдесят седьмого году”(1579 г.).
   ... По писцовой книге Яхонтова 1579 года «упомянем главные населенные пункты в Отхожем округе (Чердыни Перми Великой) по речным бассейнам. По р. Каме погост Гайна; по р. Косе деревня Ныров; по Иньве – д. Купрос, д. Кудымкор и д. Туманская на городище…»

   Вот деревня Кудымкор меня крайне заинтересовала, потому что вблизи погоста Кудымкор в деревне над Серою речкою через сто с лишним лет проживал крестьянин Михей Яковлевич Третьяков, который в 1681 году вместе с сыном Максимом «съехали на Кунгур». Погост Кудымкор и его деревня над Серою речкою – это место Перми Великой было в 16–17 веках родовым для фамилии Третьяковых. Убедитесь сами по Переписной книге 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова:

   Погост Кудымкор над речкою Кудвою а в нем церковь во имя святого Николая чюдотворца деревянная а у той церкви

   двор пуст Наума Семенова сына Третьякова а в нем жил Афонасей и в 709-м году Наум умре а Офонасей съехал тогож приходу в деревню Яркову и живет двором (л. 574 об.)
   Деревня над Серою речкою а в ней крестьян
   Во дворе Сава Семенов сын Третьяков 35 лет у него жена Анна Сидорова дочь 38 лет у негож детей сын Дей 3 лет да дочь девка Анна 13 лет живет он во дворе отца своего Семена Савина сына Третьякова и сына ево а своего брата Григорья и в 205-м Семен а сын ево Григорей во 192-м годех померли
   Во дворе Елисей 45 Петр 35 лет Наумовы дети Третьяковы у Елисея жена Марья Агафонова дочь 50 лет у негож детей сын Кирило 5 лет да дочь Ненила полугоду да мать вдова Федосья Карпова дочь 80 лет (л. 582 об.)
   ... живут они во дворе отца своего Наума Семенова сына Третьякова и детей ево а своих братьев Лазаря да Осипа и в 709-м Наум а дети ево Лазарь в 201-м а Осип в 200-м годех померли...
   Двор пуст Леонтья Савина сына Третьякова с сыном Кирилою и во 199-м году Леонтей а сын ево Кирило во 189-м году померли
   Дворовое место Михея Яковлева сына Третьякова с сыном Максимом и во 189-м году Михей с сыном съехали на Кунгур.
   (Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Соликамский уезд: Переписная книга 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева)
   (РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2119. Л. 1-4)
   (РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1497)

   Первое упоминание о Третьяковых в деревне Любимовой, что под Кунгуром, которое я нашла, следует из записи в метрической книге Христорождественского прихода села Комаровское, к которому относилась деревня Любимово, в 1796 году:
   «умерла 1 августа деревни Любимовой вдова Марфа Гаврилова дочь Третьякова».
   (ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 2б. стр. 47)

   Государственным архивом Пермского края отсканированы метрические книги Рождественского прихода села Комаровское 1815 года, где есть записи о семье Третьяковых:
   29 апреля крестилась деревни Любимово крестьянина Фрола Третьякова дочь Ирина крестил иерей Кротов восприемница сестра родная Ирина.
   (ГАПК. Ф. 37. Оп. 3. Д. 203. стр. 443)

   5 мая крестилась деревни Любимовой крестьянина Фомы Третьякова дочь Пелагия. Восприемница жене ево племянница Ирина.
   (ГАПК. Ф. 37. Оп. 3. Д. 203. стр. 444)
   умер 7 апреля дер. Любимово крестьянина Ионы Третьякова сын Ефим 5 лет.
   (ГАПК. Ф. 37. Оп. 3. Д. 203)

   Как видим по этим выпискам, угнездились Третьяковы в деревне Любимовой прочно и продолжали в ней жить несколькими семьями весь 19 век.
   В 19 веке деревня Любимова разрослась, жили в ней больше сотни человек, в 20 веке стала приходить в упадок, а сейчас, в 2016 году, жителей в деревне и двадцати человек не наберётся. Что я думаю по этому поводу? Думаю, что вскоре всё вернется на круги своя и деревни будут разрастаться. Северные люди любят простор, а скученность современных городов уже многим не по душе, как и бездуховность. Работать на себя в меру своих сил стало возможным и в далёкой деревушке, была бы хоть какая-то дорога и минимальный транспорт. Возможности связи улучшаются, поэтому можно не чувствовать себя в деревне оторванным от «большой жизни» и ценностей культуры. Всё идет к тому, что жизнь в деревне станет привлекательна для большого числа людей, вот тогда на прекрасной кунгурской земле вновь расцветут небольшие деревеньки, как моё дорогое Байкино или Любимово, где родились мои дедушка и бабушка.
   В конце 19 века отец моей бабушки, Фёдор Иванович Третьяков из деревни Любимово Кунгурского уезда, занимал выселок Третьяков, где имел довольно большую пасеку, раз поставлял кунгурским купцам мёд оптом, бочками. Мёд-сырец продавал пудами. Тем и кормился. Имел жену Федосью Сергеевну и шестерых выживших детей: пять дочерей и сына. Единственный сын Максим Третьяков, 1906 года рождения, сгинет в ГПУ в 1936 году в городе Архангельске. В лихие тридцатые годы на свою беду Максим уехал в Архангельск, работал счетоводом на лесной бирже. В семье его звали Сима.
   В 1930 году чекисты забрали из дома его сестру-двойняшку Евдокию, молодую женщину 25 лет, а когда родные бросились в милицию искать её, им пригрозили: не ищите, а то сами пропадёте. С той поры и уехал подальше от греха Максим из родных мест, а мать их Федосья плакала день и ночь, не могла остановиться. В 1919 году ушла в Сибирь с мужем Кобелевым вслед за белыми её старшая дочь Анна, от которой только два письмеца за десять долгих лет получила бедная мать, а теперь ещё Дусенька пропала, Сима уехал. Безвестие хуже смерти. Вся душа изболелась у бедной матери.
   Дочери Настя и Татьяна давно замужем, живут в деревнях неподалёку, навещают мать-отца. А в доме Третьяковых в Любимово осталась последняя дочка Санка – взбалмошная старая дева. Одно утешенье для старой Федосьи, по-уличному Сырой, – её туески с сухими травами да пучки трав, развешанных по всей избе.
   Всю в слезах запомнила свою бабушку Федосью Третьякову моя семилетняя мама, когда последний раз видела её на пасхальной неделе 1940 года, в год смерти Федосьи.
   Муж её, пасечник Фёдор Третьяков, мамин дед, умер в 1946 году, выдержав всю войну на ногах. Всё надеялся хоть какую-то весточку о Симе дождаться, но умер, так ничего и не узнав о гибели любимого единственного сына. Это я, через 80 лет, нашла в интернете весточку о нём: Третьяков Максим Фёдорович, 1906 года рождения, счетовод лесобиржи № 02, проживавший в городе Архангельске, арестован 25 сентября 1936 года, обвинён по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР, приговорён к лишению свободы сроком на 3 года с поражением в правах на 1 год.
   Вероятно, Максим погиб в лагере. Недаром оплакивала его родная мать, Федосья Сергеевна Третьякова, по-уличному Федосья Сырая, чуяло беду материнское сердце.
   После войны и смерти отца взбалмошная старая дева, известная в окрестных деревнях как Санка Любимовская, продаст отцов дом за бесценок и уйдёт в няньки в Кунгур проедать последние деньги на пряниках. Так исчезла навсегда фамилия Третьяковых из деревни Любимово и из нашей семьи.
Алина Дием
Алина Дием
Русская поэтесса
Русская поэтесса

Сообщения : 91
Очки : 200
Репутация : 1
Дата регистрации : 2017-08-28
Возраст : 69
Откуда : из Пермского края

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения