Пользователи, открывшие больше всего тем
Алексей Ершов | ||||
Сергей Королёв | ||||
Алина Дием | ||||
Наталия | ||||
galina.kustova | ||||
Геолог | ||||
Галина | ||||
Константин В. | ||||
Дмитрий Трясцин | ||||
Алексей Накаряков |
Поделиться в сетях
Хозяйственное описание Пермской губернии
ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА :: Публикации :: Публикации дореволюционного периода :: Хозяйственное описание Пермской губернии
Страница 1 из 1
Хозяйственное описание Пермской губернии
Продолжение Главы VI, Части II, "Хозяйственного описания Пермской губернии", Н.С.Попов, г.Пермь, 1804 г.
Образъ жизни купцовъ мѣщанъ и крестьян.
§ 228. Въ похвалу здѣшнихъ купцовъи мѣщанъ сказать надобно , что они по большей части
любятъ въ своихъ жилищахъ чистоту и опрятность. Зимою, сберегая дрова, кои здѣсь весьма
дороги, живутъ болѣе въ своихъ избахъ, особливо мѣщане, а горницы топятъ только тогда, когда ожидаютъ къ себѣ гостей и вообще во время праздниковъ. Всякой посуды, наипаче мѣдной оловянной, каменной и деревянной стараются имѣть въ изобиліи.
Немногіе изъ мущинъ, брѣя бороду, носятъ Нѣмецкое платье, больше сюртуки, но всѣ прочіе
Русское (см. § 251). Изъ синяго и темнаго тонкаго сукна, предпочитаютъ сшитое прочимъ цвѣтамъ , какое обыкновенно только въ праздника одѣваютъ, а въ другіе дни болѣе киітайное и изъ толстаго сукна сдѣланное. Нѣкоторые носятъ азямы и армяги. -
Рѣдкіе табакъ употребляютъ, а старообрядцы, коихъ здѣсь немало , совсѣмъ его какъ извѣстно, не терпятъ.
Рѣдкіе изъ женъ купіеческихъ и частію мѣщанскихъ одѣваются въ кофты, юпки, мантильи,
асолопы, епанчи, убирая голову платками, при употребленіи другихъ украшеній , упомянутыхъ въ § 231 подъ буквою а); но всѣ болѣе носятъ длинные шугаи и юпки изъ разныхъ шелковыхъ
матерій , особливо грезету, обьяри, гранитуру, а богатѣйшіе изъ парчи и штофовъ; прочія изъ
тафты, ситцовъ и проч. Пожилыя любятъ темныя, а молодыя всякіе другіе пріятныя цвѣты въ
своихъ нарядахъ съ золотомъ и серебромъ обложеныхъ бахрамою или гасами сихъ же металловъ. Употребленіѣ душегрѣекъ (телогрѣекъ) есть также почти всеобщее въ женскомъ полѣ, какъ платковъ лѣнтъ шелковыхъ , а зимою шелковыхъ Русскіхъ шубъ из бѣлыхъ мерлушичьихъ или заячьихъ и бѣльихъ мѣхахъ.
Всѣ сіи щеголеватые и пышные на-
— 215 —
ряды упоптребляютъ болѣе въ праздники, а для простыхъ дней имѣютъ другую того же покроя
одежду, состоящую изъ синей или зеленой китайки, полуситцовъ,выбоекъ и проч.
Бѣдныя мѣщанки и живущія въ городѣ крестьянки одѣваются въ праздники почти такъ, какъ
богатыя въ простые дни; сверьхъ сего нѣкоторыя носятъ и сарафаны китайчатые, кумачные и
крашенинные , надѣвая ня голову платки шелковые и бумажные низко, также шамшуры н
повязываясь сихъ матерій фатами (см. §231 подъ буквою б). Рѣдкія въ здѣшнемъ женскомъ полѣ имѣютъ вредную привычку умащать. лице свое бѣлилами и румянами, особливо въ купеческомъ и мѣщлнскомъ звании, почитая сіе признакомъ нескромнаго поведения.
Сказываютъ, что здѣшніе жители вообще любятъ обильной мясными яствами, хотя простыми и здоровыми, столъ, и будто между тѣмъ отъ всего копченого имѣя отвращеніе; при твердомъ
соблюдении постовъ также выказывать тщатся обиліе въ пищѣ , что примѣтно болѣе въ
праздничные дни. Предъ каждымъ храмовымъ праздникомъ (коихъ здѣсь весьма много)
заготовляютъ въ большомъ количествѣ съѣстные припасы, варятъ корчажныя пива , ставятъ меды, заготовляютъ и горячіе напитки, особливо мѣщане и крестьяне , дабы въ продолженіи самаго празднованія, которое продолжается иногда болѣе трехъ дней, угощать другъ друга, сколько можно усерднѣе. Даже самой бѣднѣйшій ремесленникъ уподобляется тогда богатѣйшему купцу приготовлением яствъ и напитковъ. Пѣсни, нерѣдко духовныя, болѣе сопровождаютъ сіе ихъ веселіе. Напротивъ того въ простые дии, занимаясь своими ремеслами и работами, по большей части строгую соблюдаютъ умѣренность, употребляя самую простую пищу, иногда не имѣя на что достать куска говядины (разумѣя бѣднѣйшихъ).
Въ прочемъ почти всѣ здѣшніе купцы и мѣщане, особливо лучшіе, привѣтливы, учтивы,
предпочитая старѣйшихъ и богатѣйшихъ; но вообще женской полъ мѣщанскаго и крестьянскаго
званія предваряетъ своимъ низкимъ поклономъ при встрѣчахъ каждаго мущину знакомаго и
незнакомаго. Гостеприимны, любятъ обходиться съ чиновниками и за честь себѣ ставятъ ихъ
посѣщенія ; они безъ сомнѣнія больше бы имѣли съ ними связи , естьлибъ нестолько были
бережливы (изключая праздниковъ) въ своихъ разходахъ, разглаголствуютъ съ великимъ
удовольствіемъ о всемъ, что видѣли или слышали отъ проѣзжающихъ чрезъ городъ знатныхъ
людей одно ласковое слово сихъ особъ самый первой здѣшній купецъ почитаетъ для себя особливою милостію , съ восторгомъ возвѣщая оную своимъ согражданамъ ; должностію поставляютъ изъявлять квартирующіимъ проѣзжимъ чиновникамъ всевозможное усердіе и почтеніе; по при всѣхъ случаяхъ являютъ въ себѣ старинную простоту, ззмѣчаемую въ городахъ сѣверной Россіи, отличную набожность и проч. (см. § 228).
Образъ жизни купцовъ мѣщанъ и крестьян.
§ 228. Въ похвалу здѣшнихъ купцовъи мѣщанъ сказать надобно , что они по большей части
любятъ въ своихъ жилищахъ чистоту и опрятность. Зимою, сберегая дрова, кои здѣсь весьма
дороги, живутъ болѣе въ своихъ избахъ, особливо мѣщане, а горницы топятъ только тогда, когда ожидаютъ къ себѣ гостей и вообще во время праздниковъ. Всякой посуды, наипаче мѣдной оловянной, каменной и деревянной стараются имѣть въ изобиліи.
Немногіе изъ мущинъ, брѣя бороду, носятъ Нѣмецкое платье, больше сюртуки, но всѣ прочіе
Русское (см. § 251). Изъ синяго и темнаго тонкаго сукна, предпочитаютъ сшитое прочимъ цвѣтамъ , какое обыкновенно только въ праздника одѣваютъ, а въ другіе дни болѣе киітайное и изъ толстаго сукна сдѣланное. Нѣкоторые носятъ азямы и армяги. -
Рѣдкіе табакъ употребляютъ, а старообрядцы, коихъ здѣсь немало , совсѣмъ его какъ извѣстно, не терпятъ.
Рѣдкіе изъ женъ купіеческихъ и частію мѣщанскихъ одѣваются въ кофты, юпки, мантильи,
асолопы, епанчи, убирая голову платками, при употребленіи другихъ украшеній , упомянутыхъ въ § 231 подъ буквою а); но всѣ болѣе носятъ длинные шугаи и юпки изъ разныхъ шелковыхъ
матерій , особливо грезету, обьяри, гранитуру, а богатѣйшіе изъ парчи и штофовъ; прочія изъ
тафты, ситцовъ и проч. Пожилыя любятъ темныя, а молодыя всякіе другіе пріятныя цвѣты въ
своихъ нарядахъ съ золотомъ и серебромъ обложеныхъ бахрамою или гасами сихъ же металловъ. Употребленіѣ душегрѣекъ (телогрѣекъ) есть также почти всеобщее въ женскомъ полѣ, какъ платковъ лѣнтъ шелковыхъ , а зимою шелковыхъ Русскіхъ шубъ из бѣлыхъ мерлушичьихъ или заячьихъ и бѣльихъ мѣхахъ.
Всѣ сіи щеголеватые и пышные на-
— 215 —
ряды упоптребляютъ болѣе въ праздники, а для простыхъ дней имѣютъ другую того же покроя
одежду, состоящую изъ синей или зеленой китайки, полуситцовъ,выбоекъ и проч.
Бѣдныя мѣщанки и живущія въ городѣ крестьянки одѣваются въ праздники почти такъ, какъ
богатыя въ простые дни; сверьхъ сего нѣкоторыя носятъ и сарафаны китайчатые, кумачные и
крашенинные , надѣвая ня голову платки шелковые и бумажные низко, также шамшуры н
повязываясь сихъ матерій фатами (см. §231 подъ буквою б). Рѣдкія въ здѣшнемъ женскомъ полѣ имѣютъ вредную привычку умащать. лице свое бѣлилами и румянами, особливо въ купеческомъ и мѣщлнскомъ звании, почитая сіе признакомъ нескромнаго поведения.
Сказываютъ, что здѣшніе жители вообще любятъ обильной мясными яствами, хотя простыми и здоровыми, столъ, и будто между тѣмъ отъ всего копченого имѣя отвращеніе; при твердомъ
соблюдении постовъ также выказывать тщатся обиліе въ пищѣ , что примѣтно болѣе въ
праздничные дни. Предъ каждымъ храмовымъ праздникомъ (коихъ здѣсь весьма много)
заготовляютъ въ большомъ количествѣ съѣстные припасы, варятъ корчажныя пива , ставятъ меды, заготовляютъ и горячіе напитки, особливо мѣщане и крестьяне , дабы въ продолженіи самаго празднованія, которое продолжается иногда болѣе трехъ дней, угощать другъ друга, сколько можно усерднѣе. Даже самой бѣднѣйшій ремесленникъ уподобляется тогда богатѣйшему купцу приготовлением яствъ и напитковъ. Пѣсни, нерѣдко духовныя, болѣе сопровождаютъ сіе ихъ веселіе. Напротивъ того въ простые дии, занимаясь своими ремеслами и работами, по большей части строгую соблюдаютъ умѣренность, употребляя самую простую пищу, иногда не имѣя на что достать куска говядины (разумѣя бѣднѣйшихъ).
Въ прочемъ почти всѣ здѣшніе купцы и мѣщане, особливо лучшіе, привѣтливы, учтивы,
предпочитая старѣйшихъ и богатѣйшихъ; но вообще женской полъ мѣщанскаго и крестьянскаго
званія предваряетъ своимъ низкимъ поклономъ при встрѣчахъ каждаго мущину знакомаго и
незнакомаго. Гостеприимны, любятъ обходиться съ чиновниками и за честь себѣ ставятъ ихъ
посѣщенія ; они безъ сомнѣнія больше бы имѣли съ ними связи , естьлибъ нестолько были
бережливы (изключая праздниковъ) въ своихъ разходахъ, разглаголствуютъ съ великимъ
удовольствіемъ о всемъ, что видѣли или слышали отъ проѣзжающихъ чрезъ городъ знатныхъ
людей одно ласковое слово сихъ особъ самый первой здѣшній купецъ почитаетъ для себя особливою милостію , съ восторгомъ возвѣщая оную своимъ согражданамъ ; должностію поставляютъ изъявлять квартирующіимъ проѣзжимъ чиновникамъ всевозможное усердіе и почтеніе; по при всѣхъ случаяхъ являютъ въ себѣ старинную простоту, ззмѣчаемую въ городахъ сѣверной Россіи, отличную набожность и проч. (см. § 228).
Похожие темы
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
» Хозяйственное описание Пермской губернии
ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА :: Публикации :: Публикации дореволюционного периода :: Хозяйственное описание Пермской губернии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
02.12.24 7:00 автор soojes
» Ермак и Строгановы в истории Кунгура и Кунгурского края
29.11.24 12:35 автор Алексей Накаряков
» Старые фотографии Кунгура
21.11.24 16:47 автор Геолог
» Поездка на Белую гору.
21.11.24 16:42 автор Геолог
» «Капитан Татищев. Приказы и письма. 1720-1723»
19.11.24 11:28 автор Геолог
» Учебные заведения Кунгурского уезда на карте 1876 года
18.11.24 18:05 автор Геолог