Пользователи, открывшие больше всего тем
Алексей Ершов | ||||
Сергей Королёв | ||||
Алина Дием | ||||
Наталия | ||||
galina.kustova | ||||
Галина | ||||
Геолог | ||||
Константин В. | ||||
Алексей Накаряков | ||||
Дмитрий Трясцин |
Поделиться в сетях
Благовещенский собор
Участников: 2
Страница 1 из 1
Благовещенский собор
В.Н.Шишонко
Кунгуръ едва-ли не болѣе всѣхъ городовъ Пермской епархіи славится численностью и украшеніемъ храмовъ Божіихъ. Въ настоящее время въ г. Кунгурѣ — 6 церквей приходскихъ, 2 кладбищенскія и 1 монастырская,—всего 9 церквей. А городъ небольшой; и цо числу жителей меньше г. Перми и гораздо меньше Екатеринбурга. Всѣ церкви въ Кунгурѣ украшены очень достаточно. Но болѣе всѣхъ Кунгурскихъ церквей заслуживаетъ вниманіе Благовѣщенскій соборъ, какъ потому, что онъ старше по времени всѣхъ других церквей въ Кунгурѣ, такъ и но превосходному внутреннему своему украшенію.
Благовѣщенскій соборъ самый первый храмъ, построенный въ г. Кунгурѣ; всѣ же прочія церкви построены уже гораздо позже. Онъ основанъ въ 1700 г., при Петрѣ Великомъ, съ благословенія Іоны, архіеп. Вятскаго и Великопермскаго; построенъ онъ каменнымъ, на сумму, собранную, по приказанію бывшаго въ то время воеводы, съ жителей Кунгурскаго уѣзда; они обязаны были запла-
— 309 —
тить для сего съ каждой души по 25 коп. ас. *). Освященіе собора было совершено въ 1704 г., по благословленію Діонисія, архіеп. Вятскаго и Великопермскаго. Подпрестольный крестъ. который былъ утвержденъ при этомъ освященіи, сохранился въ цѣлости доселѣ и на немъ легко можно прочесть слѣдующее: „Освятися сей жертвенникъ Господа и Спаса нашего Іисуса Хрпста во храмѣ Благовѣщенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марій, при державѣ благочестивѣйшаго, В-го Г-ря; 'Ц-ря и В-го Кн. ІІетра Алексѣевича, всея В-я и М-я И Б-я Россіи Самодержца, по благословенію преосвященного Діонисія, архійп. Вятскаго и Великопермскаго, въ лѣто отъ с. м. 7321, отъ рождества же по плоти Бога Слова 1704 и индикта 11, мѣсяца іаннуарія, въ 23 дені., иа память святаго священномученика Климента". Благовѣщенскій соборъ построенъ былъ холоднымъ, каковымъ онъ остается и въ настоящее время. Какимъ образомъ освяіценіе его совершено б. въ зимнее время и б. ли въ то время какая нибудь теплая церковь въ Кунгуре для отправленія постоянной службы въ зимнее время,— объ этомъ архивныхъ свѣдѣній никакйхъ не ймѣется. Но извѣстно, что теплый храмъ во имя Богоявленія Господпя съ придѣломъ во имя св. великом. Параскевы, находящейся въ настоящее время прй Благовѣщепскомъ соборѣ, построенъ гораздо позже, въ 1740 г., въ царствованіе императрицы Анны Іоанновны, по благословенію Веніамина, еписк. Вятскаго и Великопермскаго. Старожилы Кунгурскіе увѣряютъ, что на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь находится придѣлъ во имя св. великомученицы Параскевы, стояла деревянная церковь во имя той же великомученицы и что она построена б. ранѣе Благовѣщенскаго собора. Вѣрность этого преданія подтверждается и историческимъ разсказомъ объ основаній г. Кунгура **). Изъ этого разсказа видно, что г. Кунгуръ первоначально б. не на этомъ мѣстѣ, а въ 17 вер. отсюда, въ Старопосадскомъ с. Осинскаго уѣзда. На настоящемъ же мѣстѣ, т. е. на нагорной части г. Кунгура, находилось село Мысовское или Мысъ. Но въ 1662 г. взбунтовавшіеся Уфимскіе башкирцы, сговорившись съ Кунгурскими татарами, напали на г. Кунгуръ на осадѣ; и взявъ его приступомъ, совершенно раззорили, многихъ перебили, многихъ въ плѣнъ взяли. По просьбѣ немногихъ кунгурцевъ, спасшихся въ лѣсахъ и пещерахъ отъ меча башкирскаго и татарского, въ 1663 г. вышло повелѣние отъ В-го Г-ря и Ц-ря Алексѣя Михайловича отъискать для г. Кунгура мѣсто болѢе удобное и крѣпкое, ч. йм. возможность защищаться отъ башкирскихъ и татарскихъ нападеній. Таковымъ
*) Хозяйств. описаніе Пермской губ. сост. Н. С. Поповымъ, ч. 111, стр. 209, изданное въ 1813 году.
**) Хозяйств, опис. Пермск. губ. сост. Н. С. Поповымъ, ч. ІІІ, стр. 205.
— 310 —
мѣстомъ и найдено б. Мысовскоь село. Въ 1664 г. на этомъ мѣстѣ и положено б. второе основаніе г. Кунгуру, чрезъ 15 л. послѣ перваго—на посадѣ. Изь этого разсказа можно видѣть, что церковь, въ существовали которой увѣряютъ кунгурскіе старожилы, действительно должна б. быть, потому что Мысовское село, не могло же быть безъ церкви, и кунгуряки, переселившіеся сюда изъ Стараго Посада, но всей вѣроятности, въ первое время состояли приходомъ, при этой церкви. Впослѣдствіе уже чрезъ 30 слишкомъ лѣтъ, . , въ 1700 г.; поправившись нослѣ тяжкаго раззоренія, понесеннаго отъ башкірцовъ и татаръ, кунгуряки, съ помощію уѣздныхъ крестьянъ, приступили къ постройкѣ Благовѣщенскаго собора, а мысовская церковь, но всей вероятности, служила для нихъ теплымъ храмомъ, пока не б. ими построенъ Богоявленскій храмъ съ придѣломъ.
Жаль, чіо въ соборномъ архивѣ не сохранилось никакихъ . свѣдѣній о первоначальномъ состояніи и устройствѣ собора. Соборный архивъ очень бѣденъ. О старинѣ Благовѣщенскаго собора свидтельствуютъ. только нѣкоторыя церковныя принадлежности, сохранившаяся до нашего времени, Перечень, оныхъ иахо димъ нелишнимъ сохранить въ печати, тѣмъ болѣе что на нѣкоторыхъ изъ нихъ есть надписи. Нзъ сихъ принадлежностей: 1. Евангеліе, въ осьмую долю листа, съ мѣдною на верхней сторонѣ доскою, печатанное въ 1702 г. 2. Евангеліе въ пол-листъ, обложенное малиновымъ бархатомъ, на верхней доскѣ котораго прикреплены серебрянныя безъ пробы изображенія Спасителя и четырехъ Евангелистовъ, печатанное въ 1703 г. 3. Евангеліе въ листъ, въ золотомъ обрѣзѣ, печатанное въ 1753 г; верхняя и нижняя доски онаго также и переплетъ серебряные подъ золотомъ; на первомъ бѣломъ листке этого Евапгелія находится надпись: „сіе Евангеліе кунгурскаго купца Ивана Хлѣбникова, отдано для дѣла ризы, маія , 15 дня 1754 г.". 4.. Ковшъ серебряный подъ золотомъ, безъ пробы, въ видѣ ладьи, съ надписью: „сей ковшъ Устюжанина Ивана Стефанова сына меньшаго Ярышникова, 1707 г.". 5. Дарохранительница серебряная, безъ пробы, 171С г. 6. Потиръ серебряный подъ золотомъ съ изображеніями, чаша коего обложена серебряной рѣшеткой; при немъ дискосъ, звѣздина, лжица и три блюда, всѣ серебряные и золоченые; на потирѣ и дискосѣ вырѣзаны слѣдующія слова: „сіи священные сосуды на приношеніе бсзкровныя жертвы сооружены въ богоспасаемый градъ Кунгуръ, ко храму и престолу Вогоявленія Господня и Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы тщаніемъ и радѣніемъ онаго собора протопресвитера Іоанна Пантелеймонова *) въ 1766 г., генв дня". 7. Икона
*] Протоіерей Іоаннъ Пантелеймоновъ б. при Благовѣщенскомъ соборѣ и въ 1774 г , во время нападенія на г. Кунгуръ шайки Пугачева. Достойно примѣчанія. что прежде чѣмъ предводительэтой шайки сдѣлалъ нападеніе на г. Кунгуръ, онь посылалъ изъ селъ Михаловскаго и Старопосадскаго священниковъ тѣхъ селъ съ обольстительнымъ нисьмомъ къ протоіерею Пантелеймонову, въ которомь просилъ его уговорить гражданъ г. Кунгура сдаться безъ сопротивленія; но протоіерей Пантелеймоновъ, получивши спое письмо, представилъ сихъ священннковъ, вмѣстѣ съ письмомъ, въ магистратъ г. Кунгура, члены котораго прочитавъ письмо, присудили священниковъ подъ крѣпкимъ карауломъ отправить въ бывшее въ то время въ г. Перми духовное правленіе. См. Перм. сборн. Ка. 2, стр. 13.
— 311 —
Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, находящаяся въ Богоявленскомъ храмѣ, въ трапезѣ, убранная фольгой и разноцвѣтными камнями, коихъ числомъ до 200; на ней надпись говорить, что она написана въ 1709 г.; замѣчательно на этой иконѣ то, что предъ Св. Дѣвой Маріей изображены 2 ангела, а не 1—и вверху иконы изображенъ Сынъ Божій, просящій благословеніе у Бога Отца на искупленіе рода человѣческаго. 8. Въ той же трапезѣ, въ простѣнкѣ между окнами есть также древняя икона, на которой изображены: три святителя, Василій Великій,—Григорій Богословъ н Іоаннъ Златоустъ и священномученникъ Климентъ; эта икона написана въ 1774 г., въ намять избавленія г. Кунгура отъ нападенія полчищъ Пугачева: на ней внизу написано слѣдующее: „сей святый образъ написанъ сея ради вины: въ лѣто отъ Р. X. въ 1774 г, 23 янв., на память св. священномученнка Климента, когда г. Кунгуръ отъ сильныхъ разбойника и измѣнника Емельки Пугачева шаекъ, собранныхъ изъ башікиръ, Красноуфимскихъ казаковъ и здѣшняго уѣзда татаръ и русскихъ крестьянъ, коихъ, примѣрно, б. до 7 т. челов., помощію Божіею и молитвами Пресвятыя Богородицы, нарицаемой Тихвинскія, и угодника священномученника Климента *), отъ злодѣйскаго наступленія избавленъ и отъ града тѣ злодѣи отбиты прочь, безъ всякаго урона съ нашей стороны. А 30 генв., на намять трехъ святителей Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго, тѣ, скопившаяся въ Ордѣ, злодѣйскія шайки секундъ-маіорами Поповымъ и Гагринымъ въ конецъ разбиты и всѣ у нихъ орудія и порохъ отняты". Эта икона въ настоящее время украшена серебряною ризою и поставлена въ очень красивой, на полиментъ золоченомъ кіотѣ. Вотъ всѣ тѣ церковный принадлежности, которыя даютъ намъ нѣкоторыя понятія о старинѣ Благовѣщенскаго собора.
Надобно полагать, что соборъ Благовѣщенскій не б. бѣденъ въ старое время. Изъ приходо-расходныхъ книгъ церковныхъ, сохранившихся въ архивѣ за послѣдніе годы 18 в. видно, что отъ
*) Занѣчательно, что въ 1704 г., янв. 23 дня, па память св. священно-мученика Климента, не смотря на зимнее время, б. совершено освященіе холоднаго Благовѣщеискаго собора и потомъ въ 1774 г. 23 же янв., на память того асе священно-мученика, г. Кунгуръ б. избавленъ отъ напася Пугачевской шайки. Надобно полагать, что въ старину въ г. Кунгурѣ священномуч. Климентъ б. особенно почитаемъ.
— 312 —
каждаго года остаточной суммы при соборѣ б. не 200 руб. ас., а бывало и до 700 руб. и болѣе. Приходъ при соборѣ д. б., быть, очень большой, особенно, до 1761 г. Многочисленность прихода, по всей вѣроятности, и б. причиной того, что сг 1761 г. начали въ Кунгурѣ строить другія приходскія церкви. Такъ, вь 1761 г. построена б. приходская церковь во имя Успенія Пресвятыя Богородицы съ придѣломъ во имя Святителя Стефана Великопермскаго. Въ 1763 г. построена б. приходская церковь во имя иконы Тихвинской Божіей Матери съ придѣломъ во имя св. евангелиста Іоанна Богослова Въ 1781 г. построена б. приходская же церковь во имя Преображенія Господня. Так. обр. въ двадцать ровно лѣтъ, съ 1761 по 1781 г, образовалось изъ соборнаго прихода 3 прихода. Потомъ въ 19 вѣкѣ, въ близкое къ намъ время, въ г. Кунгурѣ образовались еще 2 ириходскія церкви: Іоанно-Предтеченская (раньше б. кладбищенскою) и церковь во имя Скорбящей Божіей Матери, недавно построенная усердіемъ купца Г. К. Кузнецова. Но не смотря на столько образовавшихся приходскихъ церквей въ г. Кунгурѣ при соборѣ Благовѣщенскомъ и въ настоящее время считается до 3/тыс. душ. муж пола. Впрочемъ, приходъ нынѣ со-стоить болѣе изъ подгородныхъ крестьянъ *), а въ городѣ не болѣе 1/тыс. д. муж. пола. Судя по численности прихода, надобно полагать, что штатъ свлщенпо-церковнослужителей б. такой же, какой въ настоящее время, т. е. протоіерей, 2 священника, 2 діакона и 4 причетника.
Не имѣя возможности, за недостаткомъ свѣдѣній, представить въ надлежащемъ видѣ исторію Благовѣщенскаго собора, постараемся сохранить въ печати настоящее состояніе, видъ и устройство собора.
Изъ исторіи объ основаніи г. Кунгура мы видѣли, что сперва весь Кунгуръ помѣіцался только на горѣ, а нынѣ онъ широко раскинулся; нынѣ онъ раздѣляется, по мѣстоположенію, на 3 части: на нагорную, подгорную и зарѣчную. На мѣстѣ, заиимаемомъ Бла-говѣщенскимъ соборомъ, прежде б. кладбище **), слѣды котораго видны и теперь не только въ соборной оградѣ, но и внѣ ея, а въ настоящее время это мѣсто м. ск., лучшее въ городѣ. Теперь соборъ находится на довольно обширной площади, которая, по плану г. Кунгура, хотя и называется соборною, но на ней же, главнымъ образомъ, производится и торговля. Послѣ собора, съ восточной его стороны, пролегаетъ Московско-сибирскій трактъ; за трактомъ, противъ самаго собора, стоитъ, недавно построенный,
*) Иаъ брачныхъ обысковъ, сохранившихся за послѣдніе годы 18 в. и за первые годы 19 в видно, что деревни, которыя теперь находятся въ соборноиъ приходѣ, и тогда состояли при соборѣ.
**) Въ старое время кладбища находились при приходекихъ церквахъ.
— 313 —
каменный гостинный дворъ довольно красивой архитектуры. Видъ собора особенно хорошъ съ южной и западной стороны; съ этихъ сторонъ онъ обнесенъ очень красивой каменной оградой съ чугунными рѣшетками, выкрашенными малахитомъ. Съ восточной и сѣверной стороны соборъ обстроенъ лавками, которыя приносятъ ему значительный денежный дохпдъ. Изъ одного, сохранившаяся пъ соборномъ архивѣ, документа видно, что эти лавки построены въ 1798 г. на церковную сумму, по желанію Кунгурскихъ гражданъ, съ увѣреніемъ и обязательствомъ ихъ, за условную плату, торговать въ этихъ лавкахъ. Съ восточной стороны, на углахъ лавокъ построены каменныя часовни: одна во имя апостоловъ Петра и Павла, другая —во имя святителя Алексія, митрополита московскаго.
Въ соборной оградѣ трои каменныя ворота съ желѣзными рѣшетками выкрашены малахитомъ. На югозападномъ углу ограды построенъ небольшой каменный домъ, въ которомъ когда-то помѣщалось духовпое правленіе, а теперь въ немъ квартируютъ соборные причетники.
Архитектура собора замѣчательна по своей древности. Соборъ не массивенъ и не высокъ, но за то проченъ; колокольня его смѣло сдержитъ не одну тысячу пудовъ колокольнаго вѣсу. Крыша на соборѣ желѣзная, выкрашенная малахитомъ. На храмѣ утверждены на каменныхъ осмерикахъ 5 большихъ деревянныхъ главъ, оби-тыхъ бѣлымъ англійскимъ желѣзомъ; 4 изъ нихъ поставлены на углахъ храма, а 5—въ срединѣ и эта послѣдняя больше угловыхъ, въ діаметрѣ она имѣетъ до 3 саж. На этихъ главахъ укрѣплены маковицы, обитыя также бѣлымъ англійскиыъ желѣзомъ, на которыхъ утверждаются золоченые осмиконечнме кресты, поддерживаемые цѣпями. Храмъ соединяется съ колокольней притворомъ. На колокольнѣ возвышается длинный, въ основаніи широкій, конусообразный шпицъ обитый бѣлымъ англійскимъ желѣзомъ; шаръ на шпицѣ и осьмиконечный крестъ, утвержденный въ шарѣ, вызолочены чрезъ огонь. Надъ верхними окнами, вокругъ всего храма снаружи сдѣлана на зеленыхъ изразцахъ большими буквами надпись, которая гласить о томъ, въ которомъ году, при какомъ Императорѣ и, по благословенію какого епископа, построенъ Благовѣщенскій соборъ *). Выше этой надписи подъ самымъ карнизомъ, тоже вокругъ всего храма, сдѣланы разныя изображенія изъ Ветхаго и Новаго Завѣта, въ полукругахъ, которыхъ на каждой сторонѣ храма по 4, но живопись на нихъ отъ вліянія воздуха и времени попортилась. Колокольня имѣетъ высоты 18 саж. Длина
*) См. надпись ниже сего. В. Шишонко.
— 314 —
собора отъ алтарной восточной до западной стѣны колокольни—-16 саж.; ширина его внутри храма 6 саж.; высота внутри храма и въ куполѣ 12 саж. Въ соборъ ведутъ трои двери: одни съ западной стороны изъ подь колокольни, двои боковыя сь южной и сѣверной стороны съ красивыми каменными крыльцами.
На колокольнѣ Благовѣщенскаго собора большой благовѣстный колоколъ имѣетъ вѣсу 1025 пуд.; звонъ, его вблизи очень сильный, потрясающий вдали оч. пріятный для. слуха. ІІолѵелейный колоколъ гораздо меньше большаго, но звонъ его оч. пріятный и слышен далеко; въ немъ вѣсу 202 пуда; говорятъ, что въ немъ много серебра. Всѣхъ колоколовъ на соборѣ 10; подборъ ихъ удаченъ и звонъ во-все весьма пріятный. Большой колоколъ заведенъ въ 1848 г., въ память избавленія г. Кунгура отъ ножаровъ, бывшихъ въ 1842 г., заведенъ на добровольныя пожертвованія *) градскаго: общества и стараніемъ бывшаго при ономъ соборѣ, теперь уже давно покойнаго, досточтимаго иротоіерея Петра Алексѣевича Луканина, которому Господь не судилъ слышать звонъ этого колокола: смерть пресѣкла его жизнь ранѣе, чѣмъ приведен ъ б. оный колоколъ въ Кунгуръ. Полѵелейномѵ колоколу уже 100 л.; онъ заведенъ въ 1769 г.
Что же касается внутренняго благолѣнія Благовѣщенскаго собора, то, въ этомъ отншіеніи, онъ превосходить всѣ церкви г. Кунгура. Немногіе храмы найдутся и въ друг, городахъ ІІерм- ской епархіи, которые бы могли соперничать съ нимъ въ богатствѣ украшенія, Соборъ внутри весь раеписанъ и украшенъ очень хорошей живописью. Стѣны въ алтарѣ. храмѣ и притворѣ хорошо промаслены и отдѣланы подъ лакъ въ храмѣ и притворѣ—сиреневаго цвѣта,: а въ алтарѣ—блѣдно-розоваго. Такъ какъ соборъ посвященъ имени ІІресвятыя Владычицы Богородицы, то и изображения на стѣнахъ представляютъ событія преимущественно изъ ея жизни. Нѣкоторыя изображенія на стѣнахъ оч. замечательной живописи. Оссбен наго вниманія заслуживаютъ изображенія на сѣверной стѣнѣ храма: Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы и встрѣча Пресвятой Дѣвы Маріи праведною Елизаветой; па южной стѣнѣ: Рождество- Пресвятыя Богородицы п Введеніе Ея во храмъ; на западной стѣнѣ очень хорошо написаны: „Пригвожденіе Іисуса Христа ко кресту и снятіе Его св. тѣла со креста", то и другое въ огромномъ размѣрѣ.
Между ними красиво устроены для пѣвчихъ хоры, которые снаружи украшены отличной рѣзьбой и вызолочены на полиментъ,
*) Особенно крупный б. пожертвованія отъ купцовъ Кирил. Егор. Кузнецова и Василія Григор. Юхнева, теверь же покойных*.
315 —
а изнутри обиты листовымъ жедѣзомъ; надъ хорами вверху весьма художественно сдѣлано изображеніе „Вознесенія Божіей Матери". Всѣ эти изображенія обрамлены оч. искусной уборкой; стѣны украшены этой же уборкой во многихъ друг, приличныхъ мѣстахъ. Въ куполѣ написано пзображеніе Пресвятой Богородицы, окруженной сонмомъ ангеловъ и святыхъ людей, въ огромномъ размѣрѣ, такъ что эта картина занимаетъ весь куполъ; подъ ней написано: „О Тебѣ радуется всякая тварь, ангельскій соборъ и человѣческій родъ и проч.". Въ алтарѣ весьма живо написано: „распятіе Спасителя" на восточной стѣнѣ, за жертвенникомъ; по друг. ст. горнаго мѣста на восточной же стѣнѣ написано: „Принесеніе праотцемъ Авраамомъ сына своего Исаака въ жертву". Горнее мѣсто углублено въ стѣнѣ, на которой оч. хорошо написанъ сѣдящій Господь. Спаситель, по правую Его руку стоитъ Пресвятая Дѣва Богородица, а по лѣвѵю св. Іоаннъ Предтеча. Горнее мѣсто украшено превосходной аркой, на полиментъ золоченой съ рѣзьбой; верхняя часть арки или полукругъ. украшенный кистями изъ рѣзьбы, держится на витыхъ золоченныхъ колонахъ, утвержденныхъ въ тумбахъ; въ этихъ же тумбахъ ставятся: запрестольные крестъ и Божія Матерь. Вверху надъ горнимъ мѣстомъ изображенъ, Св. Духъ въ видѣ голубя. А надъ св. престоломъ изображенъ Богъ Отецъ, окруженный ангелами Вообще вся стѣнная живопись въ соборѣ оч. хорошая. Но живопись на иконахъ въ иконостасѣ и кіотахъ превосходная. Иконы для иконостаса писаны въ Москвѣ, извѣстнымь художникомъ Черновымъ. Особенно замѣчательны по художественной отдѣлкѣ изъ нихъ иконы: Св. Алексія Божія человѣка и св. мученицы Татіаны, но и всѣ прочія весьма хороши. Четыре мѣстныя иконы: Спасителя, Божіей Матери, Влаговѣщепія и Входа Господа въ Іерусалимъ, по желанію прихожанъ, оставлены старыя; но на нихъ такія превосходный и драгоцѣнныя ризы, что онѣ вполнѣ гармонируютъ съ блестящей обстановкой собора. Иконостасъ вышиною 8 саж., весь вызолоченъ на полиментъ и украшенъ рѣзьбою весьма изящною, тонкою, оч. густою и при всемъ томъ оч. глубокою; въ. верхнемъ ярусѣ иконостаса есть рѣзьба до 12 вер. глубины. Весь иконостасъ состоять , изъ 3 ярусовъ, раздѣленныхъ витыми на полиметъ золоченными колонами, украшенными рѣзьбою. Въ нижнемъ ярусѣ 10 колоннъ, въ среднемъ 8, въ верхнемъ ярусѣ вмѣсто колоннъ сдѣлана оч. изящная рѣзьба. Вверху иконостасъ оканчивается лучами, въ которыхъ поставлены: чаша и евангеліе рѣзные; по ту и другую сторону ихъ поставлены рѣзные ангелы. Царскія врата сдѣланы въ крестѣ поперечная линія котораго проведена въ среднемъ ярусѣ иконостаса, поэтому въ семъ ярусѣ меньше колонъ, чѣмъ въ нижнемъ,
— 316 —
царскія врата украшены превосходной рѣзьбой, золочены на полиментъ; въ срединѣ ихъ прикрѣплена икона Благовѣщеиія ГІресвятыя Богородицы, а по угламъ 4 евангелистовъ. Вообще надобно оказать, что иконостасъ превосходной работы. Во всѣхъ простѣнкахъ въ храмѣ сдѣланы болыпіе кіоты, украшенные отличной рѣзьбой и вызолочены я на полиментъ; на южной сторонѣ въ этихъ кіотахъ поставлены иконы: Св. Алексія Божія человѣка и праведнаго Симеона верхотурскаго чудотворца, а на сѣверной—св. мученицы Татіаны и св. великомученицы Параскевы. Притворъ отдѣ-ляется отъ храма тремя арками. Въ немъ вверху на сводѣ изображено въ сіяніи крестное древо; на стѣнахъ-на сѣверной изображенъ ангелъ, въ ростъ человѣческій, записываюіцій людей, выходящихъ изъ храма прежде окончанія богослуженія, а на южной сторонѣ— ангелъ, того же размѣра, наблюдающій за стоящими во храмѣ, кто и какъ молится. Полъ въ алтарѣ, храмѣ и притворѣ чугунный, литой. Вотъ кратко обрисованное внутреннее благолѣпіе. Благовѣщенскаго собора. Но чтобы имѣть полное понятіе о благолѣпномъ украшеніи этого храма, надобно его видѣть своими глазами.
'Гакъ благоукрашенъ Влаговѣіценскій соборъ очень недавно, въ 1860, 61 и 62 годахъ. А ранѣе не б. особенной роскоши въ украшеніи сего храма. Событіе оч. памятное въ исторіи собора б. причиной этого благолѣпнаго устройства его. Въ 1857 г. на день св. пророка Божіяго Иліи, во время всенощнаго бдѣнія случилась сильная и продолжительная гроза; нѣсколько ударовъ прошло благополучно, но предъ самымъ чтеніемъ евангелія вдругъ особенно сильно блеснула молнія и многовенно электрическая искра ударила сперва въ колокольню, потомъ въ верхнее окно Благовѣіценскаго собора, влетѣла въ храмъ, опалила въ нѣсколькихъ мѣстахъ иконостасъ и скрылась въ полъ. Произошло большое смятеніе между предстоящими въ храмѣ, нѣкоторые отъ страха пали ницъ, нѣкоторые вышли изъ храма; остановились на нѣсколько минуть и самое богослуженіе; но оказалось, что вреда никому не б. нанесено. Служба б. кончена, но иконостасъ остался испорченнымъ. Нужно 6. или поновить его или строить весь новый. Прихожане, съ общаго согласія, рѣшились строить новый, а старый б. пожертвованъ въ церковь Спасо-Богородицкаго села, Кунгурскаго уѣзда. Раньше стѣны въ соборѣ б. выбѣлены по штукатуркѣ, но при постройкѣ новаго иконостаса рѣшено б., благодаря усердію прихожанъ, украсить ихъ живописью. Въ 1860 г. приступлено б. къ работѣ, которая я кончена б. благополучно въ 1862 г. Такъ какъ престолъ и жертвенникъ поставлены были новые, то и освященіе совершено было полное въ 1862 г. мая 5 дня. Освѣщалъ же Бла-
— 317 —
говѣщенскій соборъ блаженной памяти высокопреосвященный Неофитъ, архіеп. Пермскій. Освященіе б. в. торжественное.
Сдѣлавъ краткій очеркъ холоднаго Благовѣщерскаго собора, нельзя не сказать пѣсколько словъ и о тепломъ Благовѣщенскомъ храмѣ сь придѣломъ св. великомученицы ІІараскевы, находящемся при Благовѣщенскомъ соборѣ. Этоть храмъ стоить въ одной оградѣ съ холоднымъ соборомъ, но отдѣльно саженяхъ въ шести отъ него. Онъ построенъ, какъ мы выше сказали, въ 1740 г.; въ послѣдній разъ перестроенъ и украшенъ вмѣстѣ сь придѣломъ въ 1840 г. Оный храмъ также казенный, о,ч. невысокъ; длины онъ имѣетъ 1.6 саж., ширины—6 саж.; придѣлъ длины имѣетъ 7 саж., ширины—3'/г саж;. Крыша на храмѣ и придѣлѣ желѣзная, выкрашенная малахитомъ. На алтарѣ, храмѣ и прндѣла по одной главѣ; главы небольшія деревянныя, обитыя бѣлымъ англійскимъ желѣ.зомъ; на главахъ утверждевы желѣзные позолоченые осьми-конечные кресты. Во внутреннемъ украшеніи обоихъ этихъ храмовъ нѣтъ большой роскоши. Стѣны выбѣлены но штукатуркѣ; полъ каменный, сдѣланный изъ простаго. шлифованнаго камня. Иконостасы какъ въ храмѣ, такъ и въ придѣлѣ золочены на полиментъ и украшены въ приличныхъ мѣстахъ рѣзбою. Живопись на иконахъ въ обоихъ храмахъ дов. старинная. В Богоявленскомъ храмѣ 4 местныя иконы: Преполовенія, Божіей Матери, Богоявленія Господня и Святителя Николая, въ очень хорошихъ сребро-позлащенныхъ ризахъ; въ придѣлѣ-сребро-позлащенная риза на иконѣ св. великомученницы Параскевы; местныя же иконы въ придѣлѣ Спасителя и Божіей Матери, въ мѣдныхъ накладнаго серебра ризахъ. Богоявленскій храмъ отделяется отъ трапезы тремя арками. Всѣ эти арки изъ трапезы украшены старинными иконами; въ углу трапезы, примыкающемъ къ алтарю придѣла св. великомученицы Параскевы, неизвестно кѣмъ и когда, доставлена. рѣзной изъ дерева Спаситель, сѣдящій, въ ризѣ, съ окровавленнымъ лицемъ, въ терноврмъ вѣнцѣ; лампада предъ нимъ почти не угасаетъ,- простолюдины особенно его почитаютъ. Придѣлъ отдѣляется отъ трапезы двумя широкими арками. Столбъ, соединяющій сіи арки, об-ставленъ съ трехъ сторонъ золоченными и украшенными рѣзьбой кіотами, изъ коихъ въ двухъ поставлены иконы двунадесятыхъ праздников, въ апликовыхъ чрезъ огонь золоченных ризахъ (по 4 иконы въ каждой кіотѣ), а въ третьей кіотѣ прставленъ нерукотворенный образъ Спасителя. Остальные 4 иконы двунадесятыхъ праздникіовъ въ такихъ,ризахъ поставлены, въ. такой же кіотѣ въ простѣнке, между окнами, въ придѣлѣ. Вотъ устройство и украшеніе Богоявленскаго храма съ придѣломъ. Достаточно украшенъ и Богоявленскій храмъ съ придѣдомъ, но несравненно благолѣпнѣе
— 318 —
устроенъ соборъ Благовѣщенскій. Хорошее устройство и украшеніе всякаго приходскаго храма свидѣтельствуетъ объ особенном усердіи и приверженности прихожанъ къ храму и о хорошомъ ктиторѣ храма. Говоря о благолѣнномъ устройствѣ Благовещенск аго Собора, нельзя умолчать и о лицахъ, оказавпшхъ своимъ усердіемѣ и радѣніемъ особенное участіе въ семь устройствѣ. Воздавши прежде всего славу и благодареніе благодѣющему Господу, нельзя потомъ не выразить искренней признательности и справедливой благодарности усердію и особенному расположенію къ церкви Божіей прихожанъ собора и соборнаго старосты купца И. Е. Симакова. Г. Симаковъ, состоя въ должности соборнаго старосты уже болѣе 18 л., изсрасходовалъ на устройство и украшеніе соборныхъ храмовъ болѣе 12 т. церковныхъ денегъ, сверхъ сего оч. много жертвовалъ и отъ своего усердія. На свой счетъ имъ устроенъ чугунный полъ въ алтарѣ, храмѣ и притворѣ Благовѣщенскаго собора; его усердіемъ заведены иконы двунадесятыхъ праздниковъ въ апликовыхъ, золоченыхъ чрезъ огонь ризахъ и въ богатыхъ кіотахъ; онъ вмѣстѣ съ другими прихожанами поусердствовалъ украсить стѣны Благовѣщенскаго собора живописью; имъ недавно заведена апликовая риза на Благовѣщенскіи престолъ, золоченая чрезъ огонь и очень Хорошей чеканки. Из прихожанъ собора болѣе послужилъ своимъ усердіемъ и радѣніемъ къ украшенію собора 1-Й гильдіи купецъ, потомственный почетный гражданинъ А. С. Губкинъ*); его усердіемъ устроенъ превосходный иконостасъ съ иконами отличной живописи въ Благовѣіценскомі соборѣ, стоющій болѣе 10/т. руб. сер.; онъ приложилъ сребро позлащенную ризу на мѣстную икону Входа Господа въ Іеруса-лимъ, въ томъ же храмѣ, вѣсомъ около 30 фунт.; имъ устроены на колокольнѣ мѣдный шаръ и на немъ мѣдный крестъ, золоченые чрезъ огонь. Изъ прочихъ прихожанъ особенно послужили своимъ усердіемъ къ благолѣпію собора купцы В. Е. Фоминскій. А. М. Пономаревъ и братья Семовскіе. Были большія пожертвованія въ соборъ и отъ гражданъ друг, приходовъ. Такъ, напримѣръ, выше сказано было, что въ 1848 г. заведенъ б. большой благовѣстный колоколъ. вѣсомъ 1025 пуд., усердіемъ всего градскаго общества. Въ 1849 г. пожертвованы кунгурскимъ купцомъ Стеф. С. Губкинымъ (уже покойнымъ) большой напрестольный серебряный крестъ подъ-золотомъ. съ таковымъ же подножіемъ отличной чеканки, вѣсомъ болѣе 12 фунт., и Евангеліе въ листъ въ сребро-позлащенныхъ доскахъ съ изображеніями на финифтяхъ украшенныхъ стразами, вѣсомъ 33 ф.. то и другое стоитъ 1500 р. с. Въ 1861 г.
11 * Объ немъ ниже сего. В. Шишонко.
— ЗІ9 -
приложено въ соборъ бывшимъ кунгурскимъ купцомъ (тоже покойнымъ) Я. С. Губкинымъ мѣдное накладнаго серебра паникадило, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ золоченное чрезъ огонь, стоющее 1500 р. с.
Изъ сего изложеннаго нами очерка можно видѣть, что Благовѣщенскій соборъ—древнѣйшій храмъ въ г. Кунгурѣ и поэтому не можетъ не заслуживать благоговѣйнаго вниманія всякаго благочестиваго человѣка. Но гражданам г. Кунгура особенно д. б. дорога Благовѣщенскій соборъ еще и потому, что назадъ тому лѣтъ сто съ небольшимъ онъ б. единственною нриходскою церковію въ г. Кунгурѣ; всѣ дрѵгія приходскія церкви въ Купгурѣ выдѣлились изъ соборнаго прихода и иѣкоторыя изъ нихъ не слишкомъ давно. Слѣдовательно, дѣды и прадѣды каждого кореннаго жителя Кунгура крещены, вѣнчаны и отпѣты въ Благовѣщенскомъ соборѣ. И по этому, безъ сомнѣнія, соборъ не оскудѣвалъ и не оскудѣваетъ усердіемъ не только своихъ нрихожанъ, по и гражданъ друг, приходовъ Дай Богъ, чтобы и на будущее время онъ не лишался этого расположений и усердія кѵнгурскихъ гражданъ!
Да пребудетъ выну благодать Господа нашего Іисуса Христа на семъ дрёвнемъ храмѣ! (Перм. епарх. вѣд. 1869 г. № 24).
Примѣч.2
О сооруженіи церквей въ г. Кунгурѣ свидѣтелъствуетъ слѣдующая надпись, вокругъ Благовѣщенскаго собора, съ наружной его стороны: „Въ лѣто отъ сотворепія міра 7208 отъ Господа. Бога слова 1700 идикта 9 мѣсяца августа Построена церковь,но имя Благовѣщенія ІІреСвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно-
дѣвы Маріи..... по благословенію Божію, архіепископа Вятскаго и
Великопермскаго". (Запись со стѣны церковной В. Шишонко).
Re: Благовещенский собор
Здравствуйте, Алексей!
Наткнулся на данный форум по случаю, будучи занятым поиском информации относительно осады Кунгура пугачёвцами в декабре 1773 г. - январе 1774 г. и, в частности, относительно посылки Батыркаем Иткининым в город переговорщиков. У меня есть сведения о том, что первая такая посылка возымела место 31 декабря, а вот со второй, бывшей в первых числах января (с письмом Батыркая от 2-го числа), появилось сразу несколько вопросов.
1. Кто же всё-таки выступал в данном случае в роли парламентёра: священники сёл Михайловского (или Тихановского) и Старопосадского Фёдор Иванов и Иван Лукин или же священник Степановского острожка Афанасий Колесников?
2. Когда переговорщики явились в Кунгур: уже 2 января или же на следующий день, 3-го числа?
3. Есть ли о названных событиях какое-то дополнительное (по сравнению с приведённым в настоящем форуме) упоминание в Пермской летописи В.Н. Шишонко? Если да, то нельзя ли как-нибудь заполучить соответствующую выдержку со ссылкой, откуда конкретно эта выдержка взята (том, страница)? Если же нет, то в каких других источниках можно найти ответы на указанные выше вопросы?
Алексей, если Вы можете помочь мне в этом вопросе, помогите, пожалуйста! Заранее признателен. А. Беляев.
Наткнулся на данный форум по случаю, будучи занятым поиском информации относительно осады Кунгура пугачёвцами в декабре 1773 г. - январе 1774 г. и, в частности, относительно посылки Батыркаем Иткининым в город переговорщиков. У меня есть сведения о том, что первая такая посылка возымела место 31 декабря, а вот со второй, бывшей в первых числах января (с письмом Батыркая от 2-го числа), появилось сразу несколько вопросов.
1. Кто же всё-таки выступал в данном случае в роли парламентёра: священники сёл Михайловского (или Тихановского) и Старопосадского Фёдор Иванов и Иван Лукин или же священник Степановского острожка Афанасий Колесников?
2. Когда переговорщики явились в Кунгур: уже 2 января или же на следующий день, 3-го числа?
3. Есть ли о названных событиях какое-то дополнительное (по сравнению с приведённым в настоящем форуме) упоминание в Пермской летописи В.Н. Шишонко? Если да, то нельзя ли как-нибудь заполучить соответствующую выдержку со ссылкой, откуда конкретно эта выдержка взята (том, страница)? Если же нет, то в каких других источниках можно найти ответы на указанные выше вопросы?
Алексей, если Вы можете помочь мне в этом вопросе, помогите, пожалуйста! Заранее признателен. А. Беляев.
Андрей Беляев- Сообщения : 5
Очки : 5
Репутация : 0
Дата регистрации : 2012-10-25
Возраст : 45
Откуда : г. Тольятти Самарской губернии
Re: Благовещенский собор
Очевидно, что речь здесь идет о разных посланиях.
Вот здесь полный текст послания от 2 января 1774г.:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Dokumenty_stavki/201-300/293.htm
Как пишет Н.Дубровин, священник Афанасий Колесников доставил это письмо ночью 3 января к пикету у Алексеевской башни.
Так же Н.Дубровин и кунгурский исследователь Е.Д.Золотов сообщают о письме Батыркая от 31 декабря 1773г. Это послание доставили священники Федор Иванов и Иван Лукин, вероятно, в тот же день, то есть 31 декабря, так как в этом письме жителям Кунгура предложено было выйти 1 января к селу Старопосадскому.
Н.Дубровин и Е.Д.Золотов ссылаются на Пермский сборник 1860г., т.2. стр.14., однако Дубровин заметил, что эти сведения непонятно откуда взялись.
Вот здесь полный текст послания от 2 января 1774г.:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Dokumenty_stavki/201-300/293.htm
Как пишет Н.Дубровин, священник Афанасий Колесников доставил это письмо ночью 3 января к пикету у Алексеевской башни.
Так же Н.Дубровин и кунгурский исследователь Е.Д.Золотов сообщают о письме Батыркая от 31 декабря 1773г. Это послание доставили священники Федор Иванов и Иван Лукин, вероятно, в тот же день, то есть 31 декабря, так как в этом письме жителям Кунгура предложено было выйти 1 января к селу Старопосадскому.
Н.Дубровин и Е.Д.Золотов ссылаются на Пермский сборник 1860г., т.2. стр.14., однако Дубровин заметил, что эти сведения непонятно откуда взялись.
Re: Благовещенский собор
Спасибо большое, Алексей!
Кажется, в чём-то удалось разобраться; и, возможно, даже в том, чем именно была вызвана фраза Н.Ф. Дубровина "откуда взялись эти сведения непонятно". Хотя, честно сказать, я не нашёл у названного автора упоминания о письме Батыркая от 31 декабря, как, впрочем, не нашёл и текста Пермского Сборника. И, тем не менее, рискнул предположить, что последний, говоря фактически о событиях 31 декабря, датировал их отчего-то 3 января. Отсюда, по всей видимости, и расхождение источников относительно того, кто же всё-таки послан был в Кунгур 3-го числа - одни вслед за Сборником приписывали это Иванову и Лукину (назвав их даже вследствие этого "упорными в своей миссии"), другие, основываясь на сведениях Н.Ф. Дубровина, утверждали, что это был Колесников. Впрочем, однозначно утверждать что-либо, думаю, пока всё же рано.
Кстати, Алексей, а нет ли где в сети работ Е.Д. Золотова? Я, признаться, знаком с ними покуда лишь из текста цитат, приведённых С.В. Останиным, в то время как последний вызывает у меня порой сомнения в части достоверности ряда высказываемых им суждений.
Кажется, в чём-то удалось разобраться; и, возможно, даже в том, чем именно была вызвана фраза Н.Ф. Дубровина "откуда взялись эти сведения непонятно". Хотя, честно сказать, я не нашёл у названного автора упоминания о письме Батыркая от 31 декабря, как, впрочем, не нашёл и текста Пермского Сборника. И, тем не менее, рискнул предположить, что последний, говоря фактически о событиях 31 декабря, датировал их отчего-то 3 января. Отсюда, по всей видимости, и расхождение источников относительно того, кто же всё-таки послан был в Кунгур 3-го числа - одни вслед за Сборником приписывали это Иванову и Лукину (назвав их даже вследствие этого "упорными в своей миссии"), другие, основываясь на сведениях Н.Ф. Дубровина, утверждали, что это был Колесников. Впрочем, однозначно утверждать что-либо, думаю, пока всё же рано.
Кстати, Алексей, а нет ли где в сети работ Е.Д. Золотова? Я, признаться, знаком с ними покуда лишь из текста цитат, приведённых С.В. Останиным, в то время как последний вызывает у меня порой сомнения в части достоверности ряда высказываемых им суждений.
Андрей Беляев- Сообщения : 5
Очки : 5
Репутация : 0
Дата регистрации : 2012-10-25
Возраст : 45
Откуда : г. Тольятти Самарской губернии
Re: Благовещенский собор
Вот что пишет Н.Дубровин в книге "Пугачев и его сообщники", Т.2, стр.205: "...Подойдя ночью 3 января к пикету у Алексеевской башни, Колесников заявил капитану Бутримовичу, что прислан от войск императора Петра Федоровича спросить граждан, будут ли они сопротивляться или пришлют от себя уполномоченных для заключения договора о сдаче города".
Далее Н.Дубровин делает ссылку на источник информации: "Рапорт капитана Бутримовича пермской провинциальной канцелярии 4 января 1774г. Моск. Архив Главного Штаба, опись 47, книга VII.
В Пермском сборнике (1860г. кн.II) сказано, что Батыркай отправил в Кунгур священников: Федора Иванова и Ивана Лукина, но откуда взято это сведение - неизвестно."
Можно не сомневаться в том, что именно Колесников упомянут в рапорте Бутримовича. Что касается сведений из Пермского сборника, то они ничем не подтверждены.
Сборник статей Е.Д.Золотова издан в 2002г. под редакцией О.А.Реневой тиражем в 500 экземпляров. В Интернете я его не видел пока что, да и, по правде сказать, не искал.
Вот что пишет Золотов:"...Батыркай Ишкинев, думая склонить кунгурцев к добровольной сдаче, послал из сел Тихановского и Старопосадского священников, вынужденных к тому страхом, Федора Иванова и Ивана Лукина - с обольстительным письмом и копией с Пугачевского манифеста к соборному протоиерею Иоанну Пантелеймонову, и наказал означенным священникам объявить и склонить протопопа, чтобы жители Кунгура вышли к нему 1 января
на встречу к Старопосадскому селу, и обещал за это не делать жителям никаких обид и разорения."
Золотов здесь так же ссылается на Пермский сборник 1860г., Т.2, стр.14. Остается понять, откуда эти сведения попали в Пермский сборник 1860г.
Далее Н.Дубровин делает ссылку на источник информации: "Рапорт капитана Бутримовича пермской провинциальной канцелярии 4 января 1774г. Моск. Архив Главного Штаба, опись 47, книга VII.
В Пермском сборнике (1860г. кн.II) сказано, что Батыркай отправил в Кунгур священников: Федора Иванова и Ивана Лукина, но откуда взято это сведение - неизвестно."
Можно не сомневаться в том, что именно Колесников упомянут в рапорте Бутримовича. Что касается сведений из Пермского сборника, то они ничем не подтверждены.
Сборник статей Е.Д.Золотова издан в 2002г. под редакцией О.А.Реневой тиражем в 500 экземпляров. В Интернете я его не видел пока что, да и, по правде сказать, не искал.
Вот что пишет Золотов:"...Батыркай Ишкинев, думая склонить кунгурцев к добровольной сдаче, послал из сел Тихановского и Старопосадского священников, вынужденных к тому страхом, Федора Иванова и Ивана Лукина - с обольстительным письмом и копией с Пугачевского манифеста к соборному протоиерею Иоанну Пантелеймонову, и наказал означенным священникам объявить и склонить протопопа, чтобы жители Кунгура вышли к нему 1 января
на встречу к Старопосадскому селу, и обещал за это не делать жителям никаких обид и разорения."
Золотов здесь так же ссылается на Пермский сборник 1860г., Т.2, стр.14. Остается понять, откуда эти сведения попали в Пермский сборник 1860г.
Re: Благовещенский собор
Здесь можно скачать Пермский сборник:http://perm-book.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=75:-1-2-1859-1860&catid=1:2011-06-29-04-57-54&Itemid=1
Re: Благовещенский собор
Думается, Алексей, ситуация на самом деле чуточку сложнее , ведь и рапорт Бутримовича от 3 января 1774 г., и сообщение Сборника (являющее собою, как выяснилось, перепечатку Рапорта Кунгурского провинциального магистрата от 14 марта 1774 г.) в действительности оба - первоисточники, и, соответственно, только из-за одного этого могут быть признаны одинаково достоверными.
Учитывая же, что содержание их в известной части противоречит друг другу, приходится заключить, что один из названных источников неизбежно включает в себя ложное суждение. Вопрос лишь в том, какой именно. Что до меня, то я, честно говоря, в представленных обстоятельствах отдал бы предпочтение первому источнику (Бутримовичу). Мотив простой: данный рапорт был составлен непосредственно после того, как свершились события, в нём отражённые; рапорт же магистрата составлялся спустя почти 2,5 месяца после того. Следовательно, автор последнего вполне мог что-то перепутать, в то время как от автора первого ожидать чего-либо подобного приходится вряд ли.
С другой стороны, в рапорте магистрата содержится сразу целый ряд подробностей, которые никоим образом не могут быть отнесены к событиям, отражённым в рапорте Бутримовича (время события, его участники, пр.), но в то же время и просто быть списанными на разыгравшую вдруг отчего-то фантазию магистрата тоже не могут. Отсюда можно сделать вывод, что изображённые с названными подробнями события всё же имели место, но вследствие допущенной автором рапорта магистрата ошибки отнесены они были к другому времени.
Такие вот получаются мысли.
Впрочем, не знаю, интересно ли Вам всё это, Алексей, или же давно уже известно и без того. В любом случае должен сказать Вам огромное спасибо за Сборник. Этот подарок дорогого стоит!
Учитывая же, что содержание их в известной части противоречит друг другу, приходится заключить, что один из названных источников неизбежно включает в себя ложное суждение. Вопрос лишь в том, какой именно. Что до меня, то я, честно говоря, в представленных обстоятельствах отдал бы предпочтение первому источнику (Бутримовичу). Мотив простой: данный рапорт был составлен непосредственно после того, как свершились события, в нём отражённые; рапорт же магистрата составлялся спустя почти 2,5 месяца после того. Следовательно, автор последнего вполне мог что-то перепутать, в то время как от автора первого ожидать чего-либо подобного приходится вряд ли.
С другой стороны, в рапорте магистрата содержится сразу целый ряд подробностей, которые никоим образом не могут быть отнесены к событиям, отражённым в рапорте Бутримовича (время события, его участники, пр.), но в то же время и просто быть списанными на разыгравшую вдруг отчего-то фантазию магистрата тоже не могут. Отсюда можно сделать вывод, что изображённые с названными подробнями события всё же имели место, но вследствие допущенной автором рапорта магистрата ошибки отнесены они были к другому времени.
Такие вот получаются мысли.
Впрочем, не знаю, интересно ли Вам всё это, Алексей, или же давно уже известно и без того. В любом случае должен сказать Вам огромное спасибо за Сборник. Этот подарок дорогого стоит!
Андрей Беляев- Сообщения : 5
Очки : 5
Репутация : 0
Дата регистрации : 2012-10-25
Возраст : 45
Откуда : г. Тольятти Самарской губернии
Re: Благовещенский собор
Непонятно, кто такой капитан Бутримович?
Такой фамилии нет в исследовании Е.Д.Золотова. В том числе, Бутримович не упоминается в специальной главе, в которой Золотов перечислил военных и чиновников принимавших участие в обороне города. Можно предположить, что Н.Ф.Дубровин ошибся и имел ввиду капитана Буткевича, но Буткевич вернулся в Кунгур только утром 3 января и не мог принимать участия в задержании Колесникова.
Нужно учесть, что Золотов пользовался только Материалами Пугачевского бунта при Кунгурской управе и Пермским сборником.
Н.Ф.Дубровин же ссылается на документ хранившийся в Москве, в Архиве главного штаба. Таким образом , можно предположить, что Бутримович, это неизвестный современным исследователям участник обороны Кунгура.
Такой фамилии нет в исследовании Е.Д.Золотова. В том числе, Бутримович не упоминается в специальной главе, в которой Золотов перечислил военных и чиновников принимавших участие в обороне города. Можно предположить, что Н.Ф.Дубровин ошибся и имел ввиду капитана Буткевича, но Буткевич вернулся в Кунгур только утром 3 января и не мог принимать участия в задержании Колесникова.
Нужно учесть, что Золотов пользовался только Материалами Пугачевского бунта при Кунгурской управе и Пермским сборником.
Н.Ф.Дубровин же ссылается на документ хранившийся в Москве, в Архиве главного штаба. Таким образом , можно предположить, что Бутримович, это неизвестный современным исследователям участник обороны Кунгура.
Re: Благовещенский собор
Из Оренбургской пушкинской энциклопедии. Под ред. Р.В. Овчинникова и Л.Н. Большакова. // Проект ОГУ, Оренбург.
"БУТРИМОВИЧ Петр – капитан гарнизонной команды Новохоперской крепости в Воронежской губернии.
В октябре 1773 г. комендант этой крепости полковник А.В. Подлецкий послал Бутримовича на разведку в Оренбургскую губернию, чтобы на месте выяснить обстановку, сложившуюся в связи с событиями Пугачевского восстания. Посланец добрался до Бузулукской крепости, где провел более двух недель, и бежал оттуда 21 ноября, в день вступления отряда пугачевского атамана И.Я. Жилкина.
После бегства Бутримович побывал в Самаре, в городах и селениях на правобережье Волги и, добравшись до Пензы, послал оттуда 4 декабря 1773 рапорт Подлецкому, в котором охарактеризовал размах и характер волнений, в которых "чернь" склонна к Пугачеву, ждет, чтобы он "поскорей пришел", надеется "получить вольность" от новоявленного "императора Петра Федоровича".
Значительное место в рапорте занимают сведения о боевых действиях пугачевских отрядов под Оренбургом и на Самарской дистанции, о состоянии лагерей восставших, их численности и вооружении (2).
Занимался Бутримович разведывательными поручениями и позже, летом и осенью 1774 г., когда главной ареной повстанческого движения стали правобережные уезды Поволжья. В середине августа он подал рапорт воронежскому губернатору Н.Л. Шетневу о разведке, проведенной в Верхоломовском уезде, где вспыхнули массовые восстания крестьян и однодворцев, к которым присоединились посадские люди Верхнего Ломова (3). 2 сентября капитан рапортовал новому коменданту Новохоперской крепости бригадиру И.В. Аршеневскому об участии в карательных операциях против восставших в селениях Шацкого уезда (4).
Среди архивных заготовок Пушкина к "Истории Пугачева" находятся конспекты рапортов Бутримовича от декабря 1773 и августа 1774 (1).
1. Пушкин. т. IX. С.633, 669, 670; 2. Рапорт Бутримовича полковнику А.В. Подлецкому от 4 декабря 1773 г. - РГВИА. Ф.20. Д.1231. Л.274-275 об.; 3. Рапорт Бутримовича воронежскому губернатору Н.Л. Шетневу от августа 1774 г. - РГВИА. Ф.20. Д.1233. Л.444-445; 4. Рапорт Бутримовича бригадиру И.В. Аршеневскому от 2 сентября 1774 г. // Пугачевщина. М.-Л., 1929. Т.2. С.408-409".
Как видно из сказанного, капитан Бутримович (Бутремович) - фигура вполне реальная. Одна беда: о деятельности его в период с начала декабря 1773 г. по август 1774 г. практически ничего неизвестно. Известно же то, что 4 декабря 1773 г., побывав прежде в Самаре, а затем добравшись до Пензы, названный капитан составил рапорт на имя своего прямого начальника, полковника Подлецкого.
В принципе, сведений о том, что Бутримович в конце декабря 1773 г. - начале января 1774 г. не мог быть в Кунгуре, тоже нет. Значит, мог? Для этого, правда, из Пензы ему надлежало двинуться в обратном, по сути, направлении и менее чем за месяц преодолеть около 1200 вёрст. Что ж, теоритически это возможно.
Но тогда почему о нём не осталось сведений в перечне защитников Кунгура? Возможно, ответ - в специфике его деятельности? Ведь он, как видно, занимался в основном разведкой, т.е. персона его могла быть несколько секретной и указанию во всякого рода отчётах попросту не подлежала. Впрочем, это - лишь мои домыслы; утверждать что-либо более конкретно я, конечно же, не могу. Ясно в итоге только одно: реальная историческая персона - капитан П. Бутримович - действительно существовала, и доказательств того, что в начале января 1774 г. в Кунгуре его не было, нет (как, впрочем, нет и доказательств обратного).
К слову, у меня есть копия рапорта Бутримовича от августа 1774 г., приведённая в помесячных выписках А.С. Пушкина из архивных дел той поры. Если оная представляет для Вас, Алексей, какой-то интерес, могу переслать.
"БУТРИМОВИЧ Петр – капитан гарнизонной команды Новохоперской крепости в Воронежской губернии.
В октябре 1773 г. комендант этой крепости полковник А.В. Подлецкий послал Бутримовича на разведку в Оренбургскую губернию, чтобы на месте выяснить обстановку, сложившуюся в связи с событиями Пугачевского восстания. Посланец добрался до Бузулукской крепости, где провел более двух недель, и бежал оттуда 21 ноября, в день вступления отряда пугачевского атамана И.Я. Жилкина.
После бегства Бутримович побывал в Самаре, в городах и селениях на правобережье Волги и, добравшись до Пензы, послал оттуда 4 декабря 1773 рапорт Подлецкому, в котором охарактеризовал размах и характер волнений, в которых "чернь" склонна к Пугачеву, ждет, чтобы он "поскорей пришел", надеется "получить вольность" от новоявленного "императора Петра Федоровича".
Значительное место в рапорте занимают сведения о боевых действиях пугачевских отрядов под Оренбургом и на Самарской дистанции, о состоянии лагерей восставших, их численности и вооружении (2).
Занимался Бутримович разведывательными поручениями и позже, летом и осенью 1774 г., когда главной ареной повстанческого движения стали правобережные уезды Поволжья. В середине августа он подал рапорт воронежскому губернатору Н.Л. Шетневу о разведке, проведенной в Верхоломовском уезде, где вспыхнули массовые восстания крестьян и однодворцев, к которым присоединились посадские люди Верхнего Ломова (3). 2 сентября капитан рапортовал новому коменданту Новохоперской крепости бригадиру И.В. Аршеневскому об участии в карательных операциях против восставших в селениях Шацкого уезда (4).
Среди архивных заготовок Пушкина к "Истории Пугачева" находятся конспекты рапортов Бутримовича от декабря 1773 и августа 1774 (1).
1. Пушкин. т. IX. С.633, 669, 670; 2. Рапорт Бутримовича полковнику А.В. Подлецкому от 4 декабря 1773 г. - РГВИА. Ф.20. Д.1231. Л.274-275 об.; 3. Рапорт Бутримовича воронежскому губернатору Н.Л. Шетневу от августа 1774 г. - РГВИА. Ф.20. Д.1233. Л.444-445; 4. Рапорт Бутримовича бригадиру И.В. Аршеневскому от 2 сентября 1774 г. // Пугачевщина. М.-Л., 1929. Т.2. С.408-409".
Как видно из сказанного, капитан Бутримович (Бутремович) - фигура вполне реальная. Одна беда: о деятельности его в период с начала декабря 1773 г. по август 1774 г. практически ничего неизвестно. Известно же то, что 4 декабря 1773 г., побывав прежде в Самаре, а затем добравшись до Пензы, названный капитан составил рапорт на имя своего прямого начальника, полковника Подлецкого.
В принципе, сведений о том, что Бутримович в конце декабря 1773 г. - начале января 1774 г. не мог быть в Кунгуре, тоже нет. Значит, мог? Для этого, правда, из Пензы ему надлежало двинуться в обратном, по сути, направлении и менее чем за месяц преодолеть около 1200 вёрст. Что ж, теоритически это возможно.
Но тогда почему о нём не осталось сведений в перечне защитников Кунгура? Возможно, ответ - в специфике его деятельности? Ведь он, как видно, занимался в основном разведкой, т.е. персона его могла быть несколько секретной и указанию во всякого рода отчётах попросту не подлежала. Впрочем, это - лишь мои домыслы; утверждать что-либо более конкретно я, конечно же, не могу. Ясно в итоге только одно: реальная историческая персона - капитан П. Бутримович - действительно существовала, и доказательств того, что в начале января 1774 г. в Кунгуре его не было, нет (как, впрочем, нет и доказательств обратного).
К слову, у меня есть копия рапорта Бутримовича от августа 1774 г., приведённая в помесячных выписках А.С. Пушкина из архивных дел той поры. Если оная представляет для Вас, Алексей, какой-то интерес, могу переслать.
Андрей Беляев- Сообщения : 5
Очки : 5
Репутация : 0
Дата регистрации : 2012-10-25
Возраст : 45
Откуда : г. Тольятти Самарской губернии
Re: Благовещенский собор
Андрей, если вам не трудно пришлите мне копию рапорта Бутримовича от августа 1774г. на электронную почту:ale69058110@yandex.ru
Хотя в рапорте этом , наверно, о событиях в г.Нижнем Ломове, но все равно интересно.
В нашем случае Н.Ф.Дубровин ссылается на документ неизвестный современным исследователям, в том числе авторам "Пугачевщины".
Как Вы думаете, Андрей, сохранился ли этот документ? Я имею ввиду рапорт Бутримовича (или Буткевича?) из Московского Архива Главного Штаба, Опись 47, Книга 7.
Хотя в рапорте этом , наверно, о событиях в г.Нижнем Ломове, но все равно интересно.
В нашем случае Н.Ф.Дубровин ссылается на документ неизвестный современным исследователям, в том числе авторам "Пугачевщины".
Как Вы думаете, Андрей, сохранился ли этот документ? Я имею ввиду рапорт Бутримовича (или Буткевича?) из Московского Архива Главного Штаба, Опись 47, Книга 7.
Re: Благовещенский собор
Алексей, августовский рапорт я Вам выслал. Что же до январского - попробую уточнить его судьбу по аналогии с другими документами той поры, хранившимися в той же книге и описи архива (если таковые, конечно же, вообще отыщутся). Возможно, он и сохранился. По крайней мере, будем надеяться! Отпишу об этом позже.
Андрей Беляев- Сообщения : 5
Очки : 5
Репутация : 0
Дата регистрации : 2012-10-25
Возраст : 45
Откуда : г. Тольятти Самарской губернии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 6:07 автор Алексей Накаряков
» Списки населённых мест Кунгурского уезда. 1875 год.
08.10.24 14:32 автор Геолог
» Мещане/купцы Власовы
05.10.24 20:48 автор Алексей Ершов
» Кунгур. Материалы по истории города. XVII-XVIII столетий.
03.10.24 20:31 автор Алексей Ершов
» Дороги Осинского уезда (частично с Кунгурским современным районом).
01.10.24 9:25 автор Геолог
» Кунгур и Татищев
01.10.24 8:58 автор Геолог