Пользователи, открывшие больше всего тем
Алексей Ершов | ||||
Сергей Королёв | ||||
Алина Дием | ||||
Наталия | ||||
galina.kustova | ||||
Геолог | ||||
Галина | ||||
Константин В. | ||||
Дмитрий Трясцин | ||||
Алексей Накаряков |
Поделиться в сетях
План г.Кунгура С.У. Ремезова
+4
Сергей Королёв
Юрий Хахилев
нво
Алексей Ершов
Участников: 8
Страница 3 из 4
Страница 3 из 4 • 1, 2, 3, 4
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
В переписи Текутьева указаны расстояния между башнями земляного города.
План укреплений земляного города мог выглядеть вот так.
[url=]
Не ручаюсь за точность изображения двух башен на берегу Сылвы. но на плане Ремезова проезжая башня стоит у самой горы, наверно так и было.
План укреплений земляного города мог выглядеть вот так.
[url=]
Не ручаюсь за точность изображения двух башен на берегу Сылвы. но на плане Ремезова проезжая башня стоит у самой горы, наверно так и было.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
А строен тот земляной дерновой город и башни в про-
-шлом 206 году при столнике и воеводе при Алексее
Иванове сыне Калитине,
Алексей Иванович Калитин был воеводой в Кунгуре с 18 декабря 1697г. по 14 ноября 1698г.
[А.Барсуков. Списки воевод Московского государства XVII столетия. с.120]
Укрепления земляного города были построены в 1698г.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
А в вышину тот земляной город две сажени в ши-
-рину , полутретьи сажени
А около того города выкопан ров в ширину полутре-
-тьи сажени, глубины тому рву два аршина
Текутьев употребил странное числительное— "полутретьи сажени".
Не нашел перевод числительного "полутретьи", но легко предположить , что это означает полторы сажени.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Вот так выглядят укрепления Нового земляного города на плане С.У.Ремезова.
[url=]
Упоминаемый в переписи Текутьева "земляной бык" у Ремезова называется
"раскат", а "проезд деревянный" соответственно "тайные ворота".
И еще в переписи Текутьева все глухие башни и проезжая башня на берегу Ирени
"без верху".
[url=]
Упоминаемый в переписи Текутьева "земляной бык" у Ремезова называется
"раскат", а "проезд деревянный" соответственно "тайные ворота".
И еще в переписи Текутьева все глухие башни и проезжая башня на берегу Ирени
"без верху".
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Упоминаемый в переписи Текутьева "земляной бык" у Ремезова называется
"раскат"
Раскат — устар. плоская насыпь или помост перед валом крепости для установки пушек.
Это объяснение я нашел на сайте "Фортификационный словарь":
http://kfss.ru/content/fortifikacionnyy-slovar
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Из описания И.Т.Текутьева невозможно понять что либо о конструкции укреплений, известны только размеры вала и рва:
"А в вышину тот земляной город две сажени в ши-
-рину , полутретьи сажени
А около того города выкопан ров в ширину полутре-
-тьи сажени, глубины тому рву два аршина"
Вал в высоту четыре метра и в ширину три метра и перед ним ров в ширину три метра и глубиной полтора метра. Но Текутьев не указал имел ли вал Нового земляного города деревянные укрепления, а он должен был иметь еще деревянное укрепление выглядевшее примерно так:
[url=]
Иллюстрация взята из книги К.Носова Русские крепости и осадная техника VIII—XVII века.
На плане Ремезова также изображен земляной вал без деревянного укрепления, но такого не могло быть.
"А в вышину тот земляной город две сажени в ши-
-рину , полутретьи сажени
А около того города выкопан ров в ширину полутре-
-тьи сажени, глубины тому рву два аршина"
Вал в высоту четыре метра и в ширину три метра и перед ним ров в ширину три метра и глубиной полтора метра. Но Текутьев не указал имел ли вал Нового земляного города деревянные укрепления, а он должен был иметь еще деревянное укрепление выглядевшее примерно так:
[url=]
Иллюстрация взята из книги К.Носова Русские крепости и осадная техника VIII—XVII века.
На плане Ремезова также изображен земляной вал без деревянного укрепления, но такого не могло быть.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Вот так могли выглядеть глухие четырехугольные башни Новогоземляного города.
[url=]
Иллюстрация взята из книги К.Носова Русские крепости и осадная техника VIII—XVII века.
Правда, непонятно, что означает "без верху".
[url=]
Иллюстрация взята из книги К.Носова Русские крепости и осадная техника VIII—XVII века.
Правда, непонятно, что означает "без верху".
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
А вот так могли выглядеть проезжие башни.
[url=]
Иллюстрация взята из книги К.Носова Русские крепости и осадная техника VIII—XVII века.
Правда, на этом рисунке нет ничего похожего на Алексеевскую башню.
[url=]
Иллюстрация взята из книги К.Носова Русские крепости и осадная техника VIII—XVII века.
Правда, на этом рисунке нет ничего похожего на Алексеевскую башню.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Алексеевская башня была самой большой и выглядела примерно так.
[url=]
И.Т.Текутьев так описывает Алексеевскую башню:
"А от быка до проезжие большие Алексеевской деревянной
башни шетьдесят сажен, а на той башне орел
двуглавой деревянной высмолен смо-
-лою над главами коруна, у той башни над воротами
(л.16)в часовне по левую сторону образ Алексия митрополи-
та бес прикладу, да у той же башни с поля по обе
стороны два тиника рубленные деревянные против
рва да к той башне зделан бык проезжей зе-
-мляной а та башня рублена снизу четвероугольная
а вверху два става осмитоугольные с уступом".
[url=]
И.Т.Текутьев так описывает Алексеевскую башню:
"А от быка до проезжие большие Алексеевской деревянной
башни шетьдесят сажен, а на той башне орел
двуглавой деревянной высмолен смо-
-лою над главами коруна, у той башни над воротами
(л.16)в часовне по левую сторону образ Алексия митрополи-
та бес прикладу, да у той же башни с поля по обе
стороны два тиника рубленные деревянные против
рва да к той башне зделан бык проезжей зе-
-мляной а та башня рублена снизу четвероугольная
а вверху два става осмитоугольные с уступом".
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
И.Т. Текутьев сообщает что кунгурский кремль был построен в 1693 году при воеводе Ф.И.Сухотине, а новый земляной город в 1698 году при воеводе А.И.Калитине.
Укрепления эти строились, как пишет Текутьев, " от прихода неприятельских воинских людей со степи". При этом кунгурский гарнизон имел очень специфическое вооружение—Текутьев же пишет, что в кунгурском кремле имелось 386 "мушкетов старинных с жаграми". То есть главным оружием были фитильные мушкеты времен Ивана Грозного. Вероятно, так было задумано.
Дело в том , что потенциальным противником было вышедшее из повиновения башкирское войско.
Башкирское войско применяло вооружение XVI века—стальные доспехи и "арба-тура" —это азиатский вариант "гуляй города" или "вагенбурга".
Используя архаичное вооружение и тактику башкирское войско, тем не менее, успешно громило правительственные войска.
Старинные же мушкеты как раз и были предназначены для пробивания стальных доспехов.
Вот тут есть умные фильмы о тактике и вооружении башкирского войска во второй половине XVII и начале XVIII веков:
https://www.youtube.com/watch?v=oV-lBYuznFQ
https://www.youtube.com/watch?v=56fLHPM9GY4&t=461s
Укрепления эти строились, как пишет Текутьев, " от прихода неприятельских воинских людей со степи". При этом кунгурский гарнизон имел очень специфическое вооружение—Текутьев же пишет, что в кунгурском кремле имелось 386 "мушкетов старинных с жаграми". То есть главным оружием были фитильные мушкеты времен Ивана Грозного. Вероятно, так было задумано.
Дело в том , что потенциальным противником было вышедшее из повиновения башкирское войско.
Башкирское войско применяло вооружение XVI века—стальные доспехи и "арба-тура" —это азиатский вариант "гуляй города" или "вагенбурга".
Используя архаичное вооружение и тактику башкирское войско, тем не менее, успешно громило правительственные войска.
Старинные же мушкеты как раз и были предназначены для пробивания стальных доспехов.
Вот тут есть умные фильмы о тактике и вооружении башкирского войска во второй половине XVII и начале XVIII веков:
https://www.youtube.com/watch?v=oV-lBYuznFQ
https://www.youtube.com/watch?v=56fLHPM9GY4&t=461s
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
И.Т. Текутьев сообщает что кунгурский кремль был построен в 1693 году при воеводе Ф.И.Сухотине, а новый земляной город в 1698 году при воеводе А.И.Калитине.
Укрепления эти строились, как пишет Текутьев, " от прихода неприятельских воинских людей со степи".
Как это видно из приведенных выше сведений, в конце XVII и начале XVIII веков,
кунгурские воеводы основательно готовились к отражению натиска башкирского войска, но при этом не собирались оборонять весь город.
На плане С.У. Ремезова мы не видим оборонительных валов для защиты кунгурского посада иоборонительных сооружений за Сылвой тоже нет.
В переписи И.Т.Текутьева также сообщается, что посад оборонительных сооружений не имеет и защищен только двумя реками:
"...а счертвертую сторону сошлись те обе реки вместе
от города Кунгура и от посаду с версту чистым местом
лугами."
Что касается Засылвенской части города, то Текутьев ее не упоминает вообще, как не обозначена она и на плане Ремезова.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
В недавно изданной своей книге "Читаем Кунгр как книгу" Сергей мушкалов посвятил одну главу описанию Тихвинского девчьего монастыря.
Сергей Мушкалов пишет:
Одним из "столпов" православной жизни на Кунгурской земле был Иоанно-Предтеченский женскиймонастырь. Но далеко не все кунгуряки знают , что ввгороде некогда была еще одна обитель —Тихвинская.
[С.М.Мушкалов. Читаем кунгур как книгу. с.30]
В кунгуре был такой монастырь. Вот он на плане С.У.Ремезова.
[url=]
Вал нового земляного города проходил по левому берегу Сенного лога а монастырь находился на мысу между обрывом и Сенным логом, там где сейчас ограда Тихвинской церкви и жилые дома.
Сергей Мушкалов пишет:
Одним из "столпов" православной жизни на Кунгурской земле был Иоанно-Предтеченский женскиймонастырь. Но далеко не все кунгуряки знают , что ввгороде некогда была еще одна обитель —Тихвинская.
[С.М.Мушкалов. Читаем кунгур как книгу. с.30]
В кунгуре был такой монастырь. Вот он на плане С.У.Ремезова.
[url=]
Вал нового земляного города проходил по левому берегу Сенного лога а монастырь находился на мысу между обрывом и Сенным логом, там где сейчас ограда Тихвинской церкви и жилые дома.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
В.Н.Шишонко написал об основании Тихвинского монастыря в Кунгуре:
"Данъ въ прошломъ году выборъ Предтеченскаго села дьячку Аyдрееву о строеніи въ Кунгурѣ дѣвичьяго монастыря, во имя Пресвятыя Богородицы, и объ отводѣ земли подъ монастырь *).
Пргімѣч. (Начала нѣть.)
„Въ прошломъ въ 203 (1694) году февраля въ 19 день Кунгурской земской староста Пакрашка Пятунинъ съ мірскими людьми дали сей выборъ, Кунгурского уѣзду, села Предтеченского церковному Предтеченскому дьячку Ѳотійку Андрееву ѣхати ему, Ѳотійку, по сему ихъ мірскому выбору къ Москвѣ и бити челомъ В-мъ Г-мъ о строеніи на Кунгурѣ новаго дѣвича монастыря во имя Пресвятыя Богородицы чюдотворные еѣ иконы Тиѳинские и объ отводѣ подъ монастырь и подъ церковь земли, въ томъ онъ земской староста съ мірскими людьми ему, Ѳотійку, сей и выборъ, за своими руками, дали. Да къ тому приговору земской староста и мірскихъ людей 58 человѣкъ руки приложили"."
[В.Н.Шишонко, Пермская летопись, Том 5, Часть 2, стр.34]
"Данъ въ прошломъ году выборъ Предтеченскаго села дьячку Аyдрееву о строеніи въ Кунгурѣ дѣвичьяго монастыря, во имя Пресвятыя Богородицы, и объ отводѣ земли подъ монастырь *).
Пргімѣч. (Начала нѣть.)
„Въ прошломъ въ 203 (1694) году февраля въ 19 день Кунгурской земской староста Пакрашка Пятунинъ съ мірскими людьми дали сей выборъ, Кунгурского уѣзду, села Предтеченского церковному Предтеченскому дьячку Ѳотійку Андрееву ѣхати ему, Ѳотійку, по сему ихъ мірскому выбору къ Москвѣ и бити челомъ В-мъ Г-мъ о строеніи на Кунгурѣ новаго дѣвича монастыря во имя Пресвятыя Богородицы чюдотворные еѣ иконы Тиѳинские и объ отводѣ подъ монастырь и подъ церковь земли, въ томъ онъ земской староста съ мірскими людьми ему, Ѳотійку, сей и выборъ, за своими руками, дали. Да къ тому приговору земской староста и мірскихъ людей 58 человѣкъ руки приложили"."
[В.Н.Шишонко, Пермская летопись, Том 5, Часть 2, стр.34]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Далее В.Н.Шишонко пишет:
"204 (1695) году декабря въ 7 день, по указу великихъ госу¬дарей думный дьякъ
Емельянъ Игнатьевичъ Украинцовъ съ товарищи, слушавъ сей выписки приказалъ
послать ихъ государскую грамоту.
"Отъ В-хъ Г-рей Ц-рей и В-хъ Кн. Іоанна Алексѣевича,Петра Алексѣевича всеа В. и М. и Б. Россіи самодержцевъ на Купгуръ воеводѣ нашему Степану Осиповичю
Сухотину; бнлъ че¬ломъ намъ великимъ государемъ Кунгурской земской староста Панкрашка Пятунинъ и во всѣхъ Кунгурцовъ мѣсто на Кунгурѣ де и въ Кунгурскомъ уѣздѣ многіе люди женска пола постригаютца въ монашескій образъ и живутъ въ мирскихъ домехъ, а иные-де живутъ у мужескихъ монастырей и скитаютца межъ дворъ, кормятда христовымъ именемъ; а на Кунгурѣ де въ горо- дѣ и въ уѣздѣ дѣвичьихь монастырей нѣтъ, а по обѣщанію де ихъ Кунгурцовъ къ строению дѣвича монастыря написана икона мѣстная Пречистые Богородицы одегитріи Тиѳинскіе, а есть де на Кунгурѣ за городомъ подлѣ землянаго города отъ Сылвы рѣки порозжее мѣсто и приличитъ къ монастырскому строенію и лежитъ впустѣ и нихто тѣмъ мѣстомъ не владѣетъ, а безъ нашего-де В-хъ Г-рей указу и безъ грамоты того дѣвича монастыря, на томъ порозжемъ мѣстѣ, строить не смѣюгь и намъ В-мъ Г-мъ пожаловати бъ ихъ Кунгурцовъ велѣть на томъ порозжемъ мѣстѣ подъ церковное строеніе и подъ огородъ отвесть земли и монастырь построить, и о томъ дать имъ нашу В-хъ Г-й грамоту съ прочетомъ. И какъ къ тебѣ ся наша В-хъ Г-й грамота придетъ, а то мѣсто, о которомъ бьютъ челомъ намъ В-мъ Г-мъ Кунгурской земской староста Пятунинъ подъ монастырь порозжо и спору и утѣсненія имъ посацкимъ людемъ и иныхъ чиновъ градцкимъ жителемъ впредь не будетъ и ты бъ подъ дѣвичъ монастырь и подъ огородъ земли отвесть велѣлъ сколько пристойно, а что по мѣрѣ земли отведено будетъ, о томъ для вѣдома къ намъ В-мъ Г-мъ писалъ, а о строеніи монастыря Кунгурцомъ посацкимъ людемъ велѣлъ бить челомъ, въ словесной грамотѣ, богомольцу нашему преосвященному Іонѣ архіепископу Вятцкому и Велико-Пермскому, а безъ повелѣнія архіепископа монастыря строить имъ не велѣлъ, а прочетъ сеѣ нашу В-хъ Г-й грамоту и списавъ съ нее списокъ, да тотъ списокъ, за своею рукою, оставим, на Кунгурѣ въ съѣзжей избѣ, а подлинную сеѣ нашу В-хъ Г-й грамоту велѣлъ отдать Кунгурскому земскому старостѣ съ товарищи
впредь для иныхъ нашихъ воеводъ и приказныхъ людей. Писана на Москвѣ лѣта
7204 декабря въ 12 день".
Припись дьяка Андрея Городецкого. (Матеріалы для церк. археологич. опис. прежн. мон. Пермск. еп. И. Токмаковъ).
[В.Н.Шишонко, Пермская летопись, Том 5, Часть 2, стр.34]
"204 (1695) году декабря въ 7 день, по указу великихъ госу¬дарей думный дьякъ
Емельянъ Игнатьевичъ Украинцовъ съ товарищи, слушавъ сей выписки приказалъ
послать ихъ государскую грамоту.
"Отъ В-хъ Г-рей Ц-рей и В-хъ Кн. Іоанна Алексѣевича,Петра Алексѣевича всеа В. и М. и Б. Россіи самодержцевъ на Купгуръ воеводѣ нашему Степану Осиповичю
Сухотину; бнлъ че¬ломъ намъ великимъ государемъ Кунгурской земской староста Панкрашка Пятунинъ и во всѣхъ Кунгурцовъ мѣсто на Кунгурѣ де и въ Кунгурскомъ уѣздѣ многіе люди женска пола постригаютца въ монашескій образъ и живутъ въ мирскихъ домехъ, а иные-де живутъ у мужескихъ монастырей и скитаютца межъ дворъ, кормятда христовымъ именемъ; а на Кунгурѣ де въ горо- дѣ и въ уѣздѣ дѣвичьихь монастырей нѣтъ, а по обѣщанію де ихъ Кунгурцовъ къ строению дѣвича монастыря написана икона мѣстная Пречистые Богородицы одегитріи Тиѳинскіе, а есть де на Кунгурѣ за городомъ подлѣ землянаго города отъ Сылвы рѣки порозжее мѣсто и приличитъ къ монастырскому строенію и лежитъ впустѣ и нихто тѣмъ мѣстомъ не владѣетъ, а безъ нашего-де В-хъ Г-рей указу и безъ грамоты того дѣвича монастыря, на томъ порозжемъ мѣстѣ, строить не смѣюгь и намъ В-мъ Г-мъ пожаловати бъ ихъ Кунгурцовъ велѣть на томъ порозжемъ мѣстѣ подъ церковное строеніе и подъ огородъ отвесть земли и монастырь построить, и о томъ дать имъ нашу В-хъ Г-й грамоту съ прочетомъ. И какъ къ тебѣ ся наша В-хъ Г-й грамота придетъ, а то мѣсто, о которомъ бьютъ челомъ намъ В-мъ Г-мъ Кунгурской земской староста Пятунинъ подъ монастырь порозжо и спору и утѣсненія имъ посацкимъ людемъ и иныхъ чиновъ градцкимъ жителемъ впредь не будетъ и ты бъ подъ дѣвичъ монастырь и подъ огородъ земли отвесть велѣлъ сколько пристойно, а что по мѣрѣ земли отведено будетъ, о томъ для вѣдома къ намъ В-мъ Г-мъ писалъ, а о строеніи монастыря Кунгурцомъ посацкимъ людемъ велѣлъ бить челомъ, въ словесной грамотѣ, богомольцу нашему преосвященному Іонѣ архіепископу Вятцкому и Велико-Пермскому, а безъ повелѣнія архіепископа монастыря строить имъ не велѣлъ, а прочетъ сеѣ нашу В-хъ Г-й грамоту и списавъ съ нее списокъ, да тотъ списокъ, за своею рукою, оставим, на Кунгурѣ въ съѣзжей избѣ, а подлинную сеѣ нашу В-хъ Г-й грамоту велѣлъ отдать Кунгурскому земскому старостѣ съ товарищи
впредь для иныхъ нашихъ воеводъ и приказныхъ людей. Писана на Москвѣ лѣта
7204 декабря въ 12 день".
Припись дьяка Андрея Городецкого. (Матеріалы для церк. археологич. опис. прежн. мон. Пермск. еп. И. Токмаковъ).
[В.Н.Шишонко, Пермская летопись, Том 5, Часть 2, стр.34]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
И.Т.Текутьев в своей переписи описал Тихвинский монастырь:
"(л.10)На посаде над рекою Сылвою монастырь девичий в том
монастыре была божия церковь во имя Пресвятыя Богородицы
Тихвинской и та церковь в нынешнем году в месяце
генваре со всею церковною утварью и со святыми икона
ми волею божею сгорела.
А в остатках той церкви настоящий образ пресвятыя
богородицы Тихвинской на коем поля и свет и венец
и гривны серебряные, чеканные под золотом да два оже-
-релья низанные мелким жемчугом с простыми камышки.
Колокльня деревянная , а в ней над святыми ворота-
-ми диисус да Спасителев образ со святи-
-тели, а на другой стороне диисус образ Пресвятыя
Богородицы с преподобными женами бес прикладов.
Построена была та церковь в 205 году из мирских доходов.
Тое ж церкви две книги, Миния общая печатная,
Триодь цветная без годов.
Да на колокольне три колокола медных ...
один весом пяти пуд, другой три пуда тре-
тей тритцать фунтов...
один весом пяти пуд, другой три пуда тре-
-тей тритцать фунтов...
(л.11)Того монастыря ограда огражена в столбы бревнами
в заплот, по мере в длину тритцать восемь
сажен, поперег тритцать четыре сажени.
В этой ограде две кельи, а вних восемь стариц
в том числе:
Строительница марья Колокольцова
рядовые старицы
Анисья Архиповых
Федора Суриных,
Екатерина Пешкова,
Феврония Талицких,
Ульяния Ваниных,
Марфа Перфильевых,
Анна Костроминых."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.10.л11]
"(л.10)На посаде над рекою Сылвою монастырь девичий в том
монастыре была божия церковь во имя Пресвятыя Богородицы
Тихвинской и та церковь в нынешнем году в месяце
генваре со всею церковною утварью и со святыми икона
ми волею божею сгорела.
А в остатках той церкви настоящий образ пресвятыя
богородицы Тихвинской на коем поля и свет и венец
и гривны серебряные, чеканные под золотом да два оже-
-релья низанные мелким жемчугом с простыми камышки.
Колокльня деревянная , а в ней над святыми ворота-
-ми диисус да Спасителев образ со святи-
-тели, а на другой стороне диисус образ Пресвятыя
Богородицы с преподобными женами бес прикладов.
Построена была та церковь в 205 году из мирских доходов.
Тое ж церкви две книги, Миния общая печатная,
Триодь цветная без годов.
Да на колокольне три колокола медных ...
один весом пяти пуд, другой три пуда тре-
тей тритцать фунтов...
один весом пяти пуд, другой три пуда тре-
-тей тритцать фунтов...
(л.11)Того монастыря ограда огражена в столбы бревнами
в заплот, по мере в длину тритцать восемь
сажен, поперег тритцать четыре сажени.
В этой ограде две кельи, а вних восемь стариц
в том числе:
Строительница марья Колокольцова
рядовые старицы
Анисья Архиповых
Федора Суриных,
Екатерина Пешкова,
Феврония Талицких,
Ульяния Ваниных,
Марфа Перфильевых,
Анна Костроминых."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.10.л11]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Д.Е.Золотов пишет:
"Когда именно монастырь застроился , а так же о жизни и деятельности монахинь не сохранилось никаких известий. Можно одно утверждать, что церковь во имя Тихвинской Божией матери и все монастырские постройки были деревянные. Только в 1758 году становится известным, что при монастыре был освящен каменный придел во имя Иоанна Богослова; освящал протоиерей Иоанн Пантелеймонов. Девичий Тихвинский монастырь просуществовал в Кунгуре до 1761г.,в этом году был упразднен, а при Иоанно-Богословской церкви образовался самостоятельный приход."
[Д.Е.Золотов. Боль души.с.144]
"Когда именно монастырь застроился , а так же о жизни и деятельности монахинь не сохранилось никаких известий. Можно одно утверждать, что церковь во имя Тихвинской Божией матери и все монастырские постройки были деревянные. Только в 1758 году становится известным, что при монастыре был освящен каменный придел во имя Иоанна Богослова; освящал протоиерей Иоанн Пантелеймонов. Девичий Тихвинский монастырь просуществовал в Кунгуре до 1761г.,в этом году был упразднен, а при Иоанно-Богословской церкви образовался самостоятельный приход."
[Д.Е.Золотов. Боль души.с.144]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Сергей Мушкалов пишет:
"В 1761 году обитель была упразднена и переведена в Екатеринбург, где и по сей день существует как Новотихвинский женский монастырь."
[С.М.Мушкалов.Читаем Кунгур как книгу. с.31]
В Википедии написана совсем другая история Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря:
"31 декабря 1809 года по указу Александра I в Екатеринбурге был учрежден Екатеринбургский горный Ново-Тихвинский монастырь 3-го класса"
"В 1761 году обитель была упразднена и переведена в Екатеринбург, где и по сей день существует как Новотихвинский женский монастырь."
[С.М.Мушкалов.Читаем Кунгур как книгу. с.31]
В Википедии написана совсем другая история Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря:
"31 декабря 1809 года по указу Александра I в Екатеринбурге был учрежден Екатеринбургский горный Ново-Тихвинский монастырь 3-го класса"
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Еще сведения из переписи И.Т.Текутьева о кунгурском Тихвинском монастыре:
"(л.10об.)Того монастыря церковники
Поп Алексей Евсеев сын Истомин, а по скаске
ево руги ему из Государевы казны никакой нет, а кор-
-митца он от церковного доходу из мирского подаяния
а к той церкви приходу дворов нет, и пашенных
земель и сенных покосов. и лавок,
и мельниц за тем попом Алексеем нет же
а сено он косит про свою нужду на стреле-
тцких сенных покосах ис кортому. Поп Алексей Евсегнеев
сын Истомин руку приложил.
Дьякон Федот Леонтьев сын Костромин, а по скаске
ево руги ему из государевы казны никакой нет, а кормит-
-ца он из церковного доходу мирским подаянием
а к той церкви приходу дворов нет и пашенных
земель и сенных покосов и никаких угодий и лавок и мель=
-ниц за ним дьяконом тем нет, а сено косит
ис кортому на стрелецких сенных покосах .
Дьякон Федот Леонтьев сын Костромин руку приложил.
Пономарь Евсей Семенов сын Дрягин. а по скаске
ево руги ему из государевы казны никакой нет, а кор-
-митца из мирского доходу мирским подая-
нием а к той церкви к приходу дворов нет
(л.11)и пашенных земель и сенных покосов и никаких угодей и ла-
-вок и мельниц за ним пономарем нет же
а сено он покупает в торгу, Пономарь Евсей Семенов сын Дрягин
руку приложил."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.10об.л11]
"(л.10об.)Того монастыря церковники
Поп Алексей Евсеев сын Истомин, а по скаске
ево руги ему из Государевы казны никакой нет, а кор-
-митца он от церковного доходу из мирского подаяния
а к той церкви приходу дворов нет, и пашенных
земель и сенных покосов. и лавок,
и мельниц за тем попом Алексеем нет же
а сено он косит про свою нужду на стреле-
тцких сенных покосах ис кортому. Поп Алексей Евсегнеев
сын Истомин руку приложил.
Дьякон Федот Леонтьев сын Костромин, а по скаске
ево руги ему из государевы казны никакой нет, а кормит-
-ца он из церковного доходу мирским подаянием
а к той церкви приходу дворов нет и пашенных
земель и сенных покосов и никаких угодий и лавок и мель=
-ниц за ним дьяконом тем нет, а сено косит
ис кортому на стрелецких сенных покосах .
Дьякон Федот Леонтьев сын Костромин руку приложил.
Пономарь Евсей Семенов сын Дрягин. а по скаске
ево руги ему из государевы казны никакой нет, а кор-
-митца из мирского доходу мирским подая-
нием а к той церкви к приходу дворов нет
(л.11)и пашенных земель и сенных покосов и никаких угодей и ла-
-вок и мельниц за ним пономарем нет же
а сено он покупает в торгу, Пономарь Евсей Семенов сын Дрягин
руку приложил."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.10об.л11]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Текутьев пишет в переписи. что трое церковников Тихвинского монастыря "кормятца мирским подаянием", и не имеют больше никаких других доходов. То же самое строительница и рядовые старицы:
"А по скаске их руги им из государевы казны никакой нет
и к тому монастырю пашенных земель и сенных покосов и никаких
угодей в даче им на пропитание нигде им не дано
а кормятца они мирским подаянием милостиною. А к той скаске
вместо строительницы Марьи с сестрами по их велению того монастыря поп Алексей
Истомин руку приложил."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.11]
То есть Тихвинский монастырь не занимался никакой хозяйственной деятельностью и не имел государственного финансирования, а существовал только на пожертвования граждан.
"А по скаске их руги им из государевы казны никакой нет
и к тому монастырю пашенных земель и сенных покосов и никаких
угодей в даче им на пропитание нигде им не дано
а кормятца они мирским подаянием милостиною. А к той скаске
вместо строительницы Марьи с сестрами по их велению того монастыря поп Алексей
Истомин руку приложил."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.11]
То есть Тихвинский монастырь не занимался никакой хозяйственной деятельностью и не имел государственного финансирования, а существовал только на пожертвования граждан.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Это Успенская церковь на плане С.У.Ремезова.
[url=]
Д.Е. Золотов пишет:
"Первые исторические данные о существовании в г.Кунгуре успенской церкви относятся к 1716 году. Эта церковь была деревянная, существовала до второй половины 18 века, когда была уничтожена пожаром; она находилась в подгорной части города между реками Сылвой и Иренью.
Когда именно построена и кем была построена деревянная Успенская церковь , каков был состав причта и какое число прихожан , о том сведений не сохранилось ."
[Д.Е.Золотов. Боль души.Избранное. с.147.]
Напомню, план Ремезова, который мы рассматриваем в этой теме был составлен в 1703г.
Золотов не знал о существовании плана С.У. Ремезова.
[url=]
Д.Е. Золотов пишет:
"Первые исторические данные о существовании в г.Кунгуре успенской церкви относятся к 1716 году. Эта церковь была деревянная, существовала до второй половины 18 века, когда была уничтожена пожаром; она находилась в подгорной части города между реками Сылвой и Иренью.
Когда именно построена и кем была построена деревянная Успенская церковь , каков был состав причта и какое число прихожан , о том сведений не сохранилось ."
[Д.Е.Золотов. Боль души.Избранное. с.147.]
Напомню, план Ремезова, который мы рассматриваем в этой теме был составлен в 1703г.
Золотов не знал о существовании плана С.У. Ремезова.
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
В том же 1703г. тюменский боярский сын И.Т.Текутьев был в Кунгуре с переписью.
Вот его описание кунгурской Успенской церкви.
[url=]
Это лист 11об переписи Текутьева:
"На посаде ж за городом под горою церковь деревянная
во имя Успения пресвятой богородицы, построена
в прошлом в 205 году мирскими доходами
В той церкви во святом алтаре на престоле
одеяние кумашное красное, покров, на пре-
-столе средина выбойчатая по краям кин-
-дяк лазоревой. Евангелие на престоле печат-
-ное в десть печати 197 году облечено в кра-
-сном бархате на нем распятие Господа бога, еван-
-гелисты серебряные басмяные под золотом.
Крест благословенной серебряной чеканной под золотом.
На жертвеннике одеяние кумашное красное, свяще-
-нные сосуды, потир и дискос, два блюда, звезда
и лжица оловянные весом три фунта, два
покрова на сосудах да воздух камчатые.
За престолом крест Распятие Господа Бога да образ
Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем
а над ... того образа образ святителя Стефана
Великопермского да святого мученика Мины.
... святителя Стефана Великопермского в
святом алтаре за престолом крест распятия
Господа Бога да образ Пресвятыя Богородицы с Превечным
младенцем"
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.11об]
Вот его описание кунгурской Успенской церкви.
[url=]
Это лист 11об переписи Текутьева:
"На посаде ж за городом под горою церковь деревянная
во имя Успения пресвятой богородицы, построена
в прошлом в 205 году мирскими доходами
В той церкви во святом алтаре на престоле
одеяние кумашное красное, покров, на пре-
-столе средина выбойчатая по краям кин-
-дяк лазоревой. Евангелие на престоле печат-
-ное в десть печати 197 году облечено в кра-
-сном бархате на нем распятие Господа бога, еван-
-гелисты серебряные басмяные под золотом.
Крест благословенной серебряной чеканной под золотом.
На жертвеннике одеяние кумашное красное, свяще-
-нные сосуды, потир и дискос, два блюда, звезда
и лжица оловянные весом три фунта, два
покрова на сосудах да воздух камчатые.
За престолом крест Распятие Господа Бога да образ
Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем
а над ... того образа образ святителя Стефана
Великопермского да святого мученика Мины.
... святителя Стефана Великопермского в
святом алтаре за престолом крест распятия
Господа Бога да образ Пресвятыя Богородицы с Превечным
младенцем"
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.11об]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Продолжение описания Успенской церкви в переписи И.Т.Текутьева:
"(л.11об.)на другой стороне того же образа образ
(л.12)святителя Стефана Великопермского
В церкви двои царские двери писаны красками под
золотом , у однех церковных дверей завеса кума-
-шная красная а у других дверей завесы нет
потому что тот престол не освящен
В церкви возле царские двери на престоле ...
образ Успения Пресвятыя Богородицы на нем прикладу сорок
шесть венцов серебряных под золотом басмян-
-ные поля не обложены , возглавие у пресвятыя богородицы
низанное жемчугом мелким убрус тафтяной
красной.
Южная олтарная дверь на ней образ Даниила проро-
-ка.
Образ воскресения господа бога.
Образ святого мученика Мины з житием.
Меж враты образ Пресвятыя Богородицы...
... убрус тафтяной желтой,
Северная олтарная дверь на ней образ святителя Стефана
Великопермского.
У предела подле церковные двери образ Вседержителя
Господа Бога."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.11об,л.12]
"(л.11об.)на другой стороне того же образа образ
(л.12)святителя Стефана Великопермского
В церкви двои царские двери писаны красками под
золотом , у однех церковных дверей завеса кума-
-шная красная а у других дверей завесы нет
потому что тот престол не освящен
В церкви возле царские двери на престоле ...
образ Успения Пресвятыя Богородицы на нем прикладу сорок
шесть венцов серебряных под золотом басмян-
-ные поля не обложены , возглавие у пресвятыя богородицы
низанное жемчугом мелким убрус тафтяной
красной.
Южная олтарная дверь на ней образ Даниила проро-
-ка.
Образ воскресения господа бога.
Образ святого мученика Мины з житием.
Меж враты образ Пресвятыя Богородицы...
... убрус тафтяной желтой,
Северная олтарная дверь на ней образ святителя Стефана
Великопермского.
У предела подле церковные двери образ Вседержителя
Господа Бога."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.11об,л.12]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Продолжение описания Успенской церкви в переписи И.Т.Текутьева:
"образ святителя Стефана Великопермского, венец
и гривна серебряные басмяные под золотом,
Меж враты образ пресвятыя Богородицы Одигитрии.
Дверь олтарная на ней образ пророка Мелхиседека
Образ богоявления Господа Бога
На херугви Нерукотворной Спасов образ на другой сто-
-роне образ Михаила Архангела.
Диисус апостолов один став.
На налое образ ... Воскресения Господня ...
...тафтяная середина отласная алая.
Перед местными святыми иконами три лампады же-
-стяные.
Поликадило зеленой меди весом полтора пуда.
Ризы.
Ризы кумашные зеленые оплечье изорбатное кра-
-сное ... дорогами желтыми.
Ризы выбойчатые ветхие красные оплечьи ...
... зеленые опушены киндяком осиновым."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.12об.]
"образ святителя Стефана Великопермского, венец
и гривна серебряные басмяные под золотом,
Меж враты образ пресвятыя Богородицы Одигитрии.
Дверь олтарная на ней образ пророка Мелхиседека
Образ богоявления Господа Бога
На херугви Нерукотворной Спасов образ на другой сто-
-роне образ Михаила Архангела.
Диисус апостолов один став.
На налое образ ... Воскресения Господня ...
...тафтяная середина отласная алая.
Перед местными святыми иконами три лампады же-
-стяные.
Поликадило зеленой меди весом полтора пуда.
Ризы.
Ризы кумашные зеленые оплечье изорбатное кра-
-сное ... дорогами желтыми.
Ризы выбойчатые ветхие красные оплечьи ...
... зеленые опушены киндяком осиновым."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.12об.]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Продолжение описания Успенской церкви в переписи И.Т.Текутьева:
"Ризы холшевые оплечье и опушка пестрядинная
вишневая
Подризник выбойчатой красной оплечье глаткое зеле-
-ное опушен киндяком зеленым.
Подризник холшевой оплечье кумашное красное
опушен выбойкой.
Патрахиль камчатая зеленая на ней десять пуговиц
серебряных.
Патрахиль кумашная красная.
Патрахиль дорогильная красная ветхая.
Поручи бархатные красные.
Поручи камчатые зеленые.
Поручи кумашные красные.
Два пояса нитяные.
Книги печати прошлых годов.
Ефрем 175 году,
Псалтырь с со последованием 190 году,
Псалтырь 192 году,
Миния общие 195 году,
Апостол 197 году,
Часослов 198 году,"
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.13.]
"Ризы холшевые оплечье и опушка пестрядинная
вишневая
Подризник выбойчатой красной оплечье глаткое зеле-
-ное опушен киндяком зеленым.
Подризник холшевой оплечье кумашное красное
опушен выбойкой.
Патрахиль камчатая зеленая на ней десять пуговиц
серебряных.
Патрахиль кумашная красная.
Патрахиль дорогильная красная ветхая.
Поручи бархатные красные.
Поручи камчатые зеленые.
Поручи кумашные красные.
Два пояса нитяные.
Книги печати прошлых годов.
Ефрем 175 году,
Псалтырь с со последованием 190 году,
Псалтырь 192 году,
Миния общие 195 году,
Апостол 197 году,
Часослов 198 году,"
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.13.]
Re: План г.Кунгура С.У. Ремезова
Продолжение описания Успенской церкви в переписи И.Т.Текутьева:
"Два октая, две треоди постная да цветная 200 году,
Устав 203 году,
Четыре пролога 204 году,
Евангелие толковое да Ермологий 205 году,
Всего семнатцать книг.
В трапезе над церковными дверями диисус, да по
стороне тех дверей два ангела господни да образ
святителя Николы Чудотворца.
На том олтаре в бочке образ Отец и Сын и Свя-
-тый дух.
В верху на той церкви в бочках с одну сторону образ
Софии премудрости Слова божия, на другой сторо-
-не образ Благовещения Пресвятыя Богородицы, с третью
сторону образ Знамения Пресвятыя Богородицы, а счетвертую
сторону образ Казанския Пресвятыя Богородицы, да на
... в бочке образ святителя Стефана Велико-
-пермского да святого мученика Мины. писаны те
образы в красках по холсту.
У той церкви на деревянном столбу под крышкою
три колокола в том числе один колокол весом
три пуда с четвертью, другой пуд с четвертью, тре-
тей пуд всего полшести пуда."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.13 об.]
"Два октая, две треоди постная да цветная 200 году,
Устав 203 году,
Четыре пролога 204 году,
Евангелие толковое да Ермологий 205 году,
Всего семнатцать книг.
В трапезе над церковными дверями диисус, да по
стороне тех дверей два ангела господни да образ
святителя Николы Чудотворца.
На том олтаре в бочке образ Отец и Сын и Свя-
-тый дух.
В верху на той церкви в бочках с одну сторону образ
Софии премудрости Слова божия, на другой сторо-
-не образ Благовещения Пресвятыя Богородицы, с третью
сторону образ Знамения Пресвятыя Богородицы, а счетвертую
сторону образ Казанския Пресвятыя Богородицы, да на
... в бочке образ святителя Стефана Велико-
-пермского да святого мученика Мины. писаны те
образы в красках по холсту.
У той церкви на деревянном столбу под крышкою
три колокола в том числе один колокол весом
три пуда с четвертью, другой пуд с четвертью, тре-
тей пуд всего полшести пуда."
[1703-1704: Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева.РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.743.л.13 об.]
Страница 3 из 4 • 1, 2, 3, 4
Страница 3 из 4
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
21.11.24 16:47 автор Геолог
» Поездка на Белую гору.
21.11.24 16:42 автор Геолог
» «Капитан Татищев. Приказы и письма. 1720-1723»
19.11.24 11:28 автор Геолог
» Учебные заведения Кунгурского уезда на карте 1876 года
18.11.24 18:05 автор Геолог
» Кунгур для меня это...
12.11.24 22:05 автор Алексей Ершов
» Документы о Пугачевщине из разных публикаций
08.11.24 20:16 автор Алексей Ершов