Пользователи, открывшие больше всего тем
Алексей Ершов | ||||
Сергей Королёв | ||||
Алина Дием | ||||
Наталия | ||||
galina.kustova | ||||
Геолог | ||||
Галина | ||||
Константин В. | ||||
Дмитрий Трясцин | ||||
Алексей Накаряков |
Поделиться в сетях
Отписка верхотурского воеводы Алексея Калитина в Сибирский приказ о волнениях крестъян Кунгурского уезда летом 1703 г. (продолжение)
Страница 1 из 1
Отписка верхотурского воеводы Алексея Калитина в Сибирский приказ о волнениях крестъян Кунгурского уезда летом 1703 г. (продолжение)
И видя я, холоп твой, их крестьянское к себе непослушание и многолюдственное собрание и злое их умышление, что они, крестьяня, за прииск твоих государевых руд и серы, и селитры хотят меня, холопа твоего, убить до смерти и всех при мне, холопе твоем, будущих людей, верхотурских детей боярских и казаков, и кунгурских стрельцов, градцких жителей и, чтоб не учинить мне, холопу твоему, какова междоусобья, из города поехал я, холоп твой, на Верхотурье июля 23-го числа окольными дорогами с вышеписанными верхотурскими и кунгурскими служилыми льдьми в вотчину имянитого человека Григорья Дмитриевича Строганова, в село на Сергу.
А с Серги, государь, поехал я, холоп твой, Кунгурского уезду чрез улусы татарские и черемиские, а для обережи и для указывания дороги были со мною, холопом твоим, кунгурские и твои, великого государя, ясашные татара и черемиса до самых сибирских твоих, великого государя, ясашных татар до речки Бисерти [6]. А через Кунгурской уезд села и деревни для их крестьянского скопу ехать я, холоп твой, не посмел, а в городе велел я, холоп твой, управлять перепищику тюменскому сыну боярскому Ивану Текутьеву всякие твои государевы дела по наказу, каков ему, Ивану, дан по твоему, государеву, указу наказ из Сибирского приказу.
И того ж, государь, числа прислана ко мне, холопу твоему, ведомость: со всех медных заводов руские рудокопные мастера прислали ко мне, холопу твоему, ведомость, которые крестьяня были на работе, и они, государь, тот скоп их крестьянской, уведав к городу приход тех вышеписанных сел и деревень крестьян, убоясь себе смертного убойства и домом своим раззарения, с работы сошли, и на той, государь, работе июля по вышеписанное число никого не осталось, да и сами они, государь, рудознатные мастеры, того ж их крестьянского скопу и смертного к себе убойства бояся, с заводов сойдут в иные, государь, городы, покаместь их крестьянское собрание и непослушание утолит. А верхотурской сын боярской Михайло Протопопов с тех заводов сведен, послан к тебе, великому государю, к Москве с подлинною ведомостью.
Да июля ж 25-го числа явился мне, холопу твоему, в вотчине имянитого человека Григорья Дмитриевича Строганова, в селе на Серге кунгурской ходок Евсей Слуткиных и объявил мне, холопу твоему, верхотурского казака Прокопья Каргаполова, которой был послан от меня, холопа твоего, с памятьми июля 16-го числа к плотинному мастеру к Елфиму Григорьеву с товарыщи, которой плотинной мастер послан по твоему, великого государя, указу на Алапаевские заводы с Москвы, а с Кунгура он, Елфим, отпущен с товарыщи июля 14-го числа, и июля 25-го числа оказал он, ходок, мне, холопу твоему: посылал де ево, Евсея, с Кунгура приходной крестьянин Овдей Пигилев, которой взят под городом с письмом Сокольих гор крестьяном и к детям своим, которые, государь, грабили с ним, Овдеем, верхотурских служилых людей твое, государево, денежное жалованье и пищали, и привезли б те деньги и ружье и всякой их грабленые пожитки и отдавали бы все лицом на Кунгуре [7]. И он де, ходок Евсей, с тем письмом ехал и то де письмо на дороге на караулех у него осматривали на Суксуне и на Ключах, а просмотря, с тем письмом велели ему ехать на Сокольи горы к детям ево, Овдеевым, и крестьяном. И он то письмо отдал на Сокольих горах свещеннику Василью и при нем то письмо он, свещенник, детям ево Овдеевым, и крестьяном вычитал вслух, а как де он, Евсей, поехал назад в город мимо Чусовскую деревню, и увез с собою вышеписанного верхотурского казака Прокопья Каргаполова тайным обычаем, без ведома крестьян.
А что он, Евсей, в скаске своей мне, холопу твоему, cказал и то, государь, писано в подлинном деле имянно.
Да мне, холопу твоему, верхотурской казак Прокопей Каргаполов сказал: посылал де ево, Прокопья, я, холоп твой, к вышеписанному плотинному мастеру, которой писан выше сего в скаске ходока Евсея Слудкина, с твоими государевыми памятьми о строении плотины на Алапаевских заводах, и наехав ево, плотинного мастера Елфима с товарыщи, в деревне Мартемьянове и тое память ему, Елфиму, отдал. А он де, Елфим, ему, Прокопью, сказывал, что де ево, Елфима, крестьяне остановили и били, и толкали ево в груди в Торговишском острошке, и приехав Ключи в деревнях, а отдав он те памяти, ехал назад на Кунгур и приехал в деревню в Шаврин Починок, и в той деревне Кунгурского ж, государь, уезду, деревни Осинцовы крестьяне били ослопьем насмерть кунгурских подьячего Семена Черепахина, стрельца Софона Прокопьева да верхотурских плотника Трофима Серебряникова, казака Тараса Камарова, и он, Прокопей, показал им, крестьяном, твой, великого государя, указ и память, какова дана ему о взятье о подводах.
И взяв у него, Прокопья, тое память, Овдей Пигилев, Сокольих гор крестьянин; которой взят под городом июля 17-го числа, и просмотря они тое, государь, память, и называли ее воровскою и били ево, государь, на смерть. А как они, государь, крестьяня ево, Прокопья, збили с лошади и велели ево осмотреть и деньги с него взяли, которые даны ему были твоего, великого государя, жалованья, он же, Овдей Пигилев, и подорожную память взял к себе ж, да у него ж, государь, Прокопья, в то ж время отбили твое, государево, жалованье, данное ему оружье, пищаль и порох, а кое, государь, какое борошнишко у него отбили, и то ж, государь, писано в подлинном деле имянно. А хто, государь, ту пищаль и борошнишко у него, Прокопья, взяли, того де он сказать не упомнит, опроче, государь, денег и подорожной памяти, был от побои в безпамятстве. А как они, государь, крестьяне, ехали под город и говорили меж собою: им, крестьяном, поспешить и засесть в город и твое, государево, оружье, пушки и порох, и свинец взять, а меня, холопа твоего, убить до смерти и со всеми при мне, холопе твоем, будущими людьми. А Торговишского, государь, острошку и Сокольих гор крестьяня приезжали на Ключи почасту и прошали у ключевских крестьян ево, Прокопья, убить, и они, ключевские крестьяня, Илья, прозванием Смола, с товарыщи, убить ево, Прокопья, не дали и у себя ево укрывали в соломе и в назьму.
Да в нынешнем, государь, 1703-м году июля в 28 день извещал мне, холопу твоему, на дороге в деревне Черемиской, в Верхсылвенской четверти [8] деревни Верх Леку ясашной тотарин Рыско Аданев, а в извете своем мне, холопу твоему, сказал: июля в 21 день ездил он, Рыско, Кунгурского ж уезду в деревню на Черный Яр для покупки семенного хлеба. И той деревни крестьяня Прокопей Кузнец с сыном и с товарыщи били ево и увечили насмерть, а бивши испрашивали де у него, Рыска, для чего де я, холоп твой, их, татар, собрал в город Кунгур, а ево де, Рыска, они, крестьяня, связали, руки заворотили клячем и огня росклали, хотели ево жечь, а спрашивали у него, Рыска, какой де у них, татар умысел со мною, холопом твоим [9]. Да в то же де, государь, время пришел Бардинского погосту поп, а имени он, татарин, ему не знает, с топором и хотел ево, Рыска, топором засечь и называл де их, татар, ворами и изменниками. И той де Черноярской деревни крестьяня ево, Рыска, попу засечь не дали и топор отняли, и он де, поп, взял нож и бросался де резать ножем неведомо за что, и зарезать де ево, Рыска, не дал той же Черноярской деревни крестьянин Иван Голяк с товарыщи и крестьяня де Усть-Кишерские деревни, а имян он, тотарин, им не знает, для того, государь, что от многих побой их был безпамятствен, стреляли из луков и прострелили руку у того вышеписанного крестьянина, у Ивана Голяка, которой разговаривал и бить де его, Рыска, не давал, и от того смертного убивства оборонил. А кунгурского стрельца Тимофея Арапова при нем, Рыске, и той же деревне били насмерть крестьяня приезжие, а которого села того он, Рыска, не знает, а бивши де ево, стрельца, связав, повезли в Ильинское село на Орду, а за то ево, стрельца, они, крестьяня, били, бутто он ездит по них, татар, от меня, холопа твоего, с воровскою памятью для подзыва их, татар. А мне б, холопу твоему, ехать дорогою от таких крестьян с великим опасением и з береженьем, чтоб они, крестьяня, надо мною, холопом твоим, какова дурна не учинили для того, что они, крестьяня, для проведыванья меня, холопа твоего, ездят с оружьем по деревням и стоят на караулех по веем дорогам и меня, холопа твоего, проведывают беспрестанно.
А которые, государь, крестьяня Овдей Пигилев да Тихон Печерских взяты под городом, и их я, холоп твой, взял с собою на Верхотурье, а оставить их я, холоп твой, на Кунгуре не посмел для того, что их до твоего, великого государя, указу и до розыску ис тюрьмы выпустят.
Да мне ж, холопу твоему, подали на Кунгуре извет верхотурские неверстанной сын боярской Григорей Протопопов, казак Федор Сапожников на тех же, государь, Сокольих гор на всех крестьян [10]. А в извете написан ближняго твоего, государева, боярина князя Михайла Яковлевича Черкаского люди ево, Сергей Осипов сын Кузов да твоего, государева, боярина Федора Алексеевича Головина люди ж ево Максим Тимофеев, Иван Иванов да нерчинской сын боярской Иван Никифоров сын Сенотрусов с товарыщи: по твоему де, великого государя, указу и подорожным с Москвы ехали де они, вышеписанные люди, с твоею, великого государя, казною в Сибирь. И приехав Кунгурского уезду в село Сокольих гор, и по твоему, великого государя, указу по подорожным просили де они у крестьян подводы, и они де, крестьяня Сокольих гор, им, Сергею с товарыщи, под твою, великого государя, казну подвод не дали, и они для скорого поспешения поймали четыре у них крестьянские лошади. И они, Сокольих гор крестьяня, собрався человек пятьдесят, и били в сполох, и пришли де к ним з дубьем, и бросали в них палками и каменьем, и приступали к телегам, и хотели у них они, крестьяня, твою, великого государя, казну отбить, а их убить. И я, холоп твой, у них, Григорья с товарыщем, тот извет приняв, и послал я, холоп твой, в подлинном их крестьянском деле, приклея скаску к листу под дела. А которых, государь, сел и деревень крестьяня по оговору крестьян Овдея Пигилева с товарыщем были с ними под городом июля 17-го и 18-го числех и которые по скаскам и по изветом кунгурских подьячих и стрельцов и верхотурских казаков, и хто имяны крестьяня и с которых сел и деревень приличились в том же озорничестве и в воровстве, и я, холоп твой, те изветы и скаску с подлинным делом и, с тех изветов и сказок зделав имянную роспись, послал к тебе, великому государю, к Москве, в Сибирской приказ. А которые, государь, служилые люди были со мною, холопом твоим, на земляном валу и в городе и крестьян приход видели, и тем людем, я, холоп твой, под тем же делом роспись [послал] к тебе, великому государю, за их руками к Москве для подлинного свидетельства.
А что, государь, по твоему, великого государя, указу и по грамоте велено перепищику тюменскому сыну боярскому Ивану Текутьеву город Кунгур и с уездом переписать в год, и в той переписке кунгурцы чинят ему, Ивану, многую остановку, для того, что сверх переписных книг объявилось у них, крестьян, многое число, которые, государь, пришли на Кунгур из разных твоих, государевых, городов и поселились дворами, и владеют твоими, государевыми, землями и угодьи, и в оброки, государь те крестьяня не положены. По переписным, государь, книгам прошлого, 186-го и 187-го годов на Кунгуре посадцких людей и в уезде крестьян тысяча сто восемьдесят шесть дворов да пресвятыя богородицы Тохтарева монастыря дватцать три двора. А по окладным, государь, книгам прошлого 1702-го году, которые, государь, по твоему, великого государя, указу из земской избы взяты и отданы перепищику тюменскому сыну боярскому Ивану Текутьеву для переписки, и по тем окладным книгам явилось налицо посадцких людей двести сорок четыре двора, да в уезде сел и деревень и починков сто восемь мест, а в тех [селах, деревнях] и починках людей три тысячи триста двенатцать человек [11] и всего, государь, градцких и уездных людей три тысячи пятьсот пятьдесят шесть дворов. И о тех лишних людех, которые явились налицо сверх переписных книг 186-го и187-гогодов, по окладным книгам прошлого 1702-го году о поборех с них и о податях, что та, великий государь, укажешь. Да мне ж, холопу твоему, подал челобитную за рукою кунгурской стрелец Иван Мазжегоров, чтоб мне, холопу твоему, ту ево челобитную принять и послать к тебе, великому государю, к Москве. И я, холоп твой, ту ево челобитную принял и послал под сею отпискою к тебе, великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белые Росии самодержцу к Москве, в Сибирской приказ.
А сию отписку послал я, холоп твой, к тебе, великому государю, к Москве июля 29-го числа нынешняго 1703-го году с верхотурскими детьми боярскими с Михайлом Протопоповым, з Григорьем Загурским да с пешим казаком с Прокопьем Каргаполовым с товарыщи и велел им явиться и отписку и изветы и скаски с роспискою и письма Сокольих гор крестьянина Овдея Пигилева, какое он писал к детям свои и крестьяном, подать в Сибирском приказе думному дьяку Андрею Андреевичу Виниюсу с товарыщи.
На, документе помета: “1703-го августа в 23 день подали верхотурские дети боярские Михайло Протопопов, Григорей Загурской”.
ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, 1703 г., кн. 1481, лл. 91 об.- 104.— Подлинник
Комментарии
6. Нерусское население Кунгурского уезда в основной своей массе не поддержало воеводу во время крестьянского восстания, несмотря на то, что А.И.Капитан разослал “памяти” ясачным сотникам и старостам, чтобы они шли со своими людьми на помощь осажденным. Лишь семь человек ясачных во главе с “лучшим человеком” явились к Калитину. Вместе с тем есть основания полагать, что в крестьянском выступлении принимали участие нерусские жители уезда. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в лагере восставших были жители дер. Черемисской, населенной оброчными марийцами. Кроме того, по словам И.Текутьева, из крестьянского стана под городом кричали “разными иноземческими ясаками” (см. док. № 9).
7. Письмо Авдея Пигилева сохранилось в следственном деле. Нет нужды доказывать, что оно было “вымучено” у Пигилева в Кунгурском застенке с целью умиротворить крестьянский “бунт”. Характерно, что письмо не имело личной подписи Пигилева, хотя он был грамотен.
8. В Кунгурском уезде были четыре ясачные волости (“четверти”): Верхнеиренская, Верхнесылвенская, Карьевская и Шаквенская.
9. См. примечание 4.
10. В извете речь идет о событиях, относящихся к концу мая 1703 г., т. е. за полтора месяца до осады Кунгура крестьянами. Следовательно, открытые выступления в уезде отмечены гораздо раньше середины июля, когда наступил наивысший подъем движения.
11. Имеются в виду главы семей, а не все мужское население уезда.
Текст воспроизведен по изданию: О кунгурском восстании 1703 г. // Исторический архив, № 4. 1955
А с Серги, государь, поехал я, холоп твой, Кунгурского уезду чрез улусы татарские и черемиские, а для обережи и для указывания дороги были со мною, холопом твоим, кунгурские и твои, великого государя, ясашные татара и черемиса до самых сибирских твоих, великого государя, ясашных татар до речки Бисерти [6]. А через Кунгурской уезд села и деревни для их крестьянского скопу ехать я, холоп твой, не посмел, а в городе велел я, холоп твой, управлять перепищику тюменскому сыну боярскому Ивану Текутьеву всякие твои государевы дела по наказу, каков ему, Ивану, дан по твоему, государеву, указу наказ из Сибирского приказу.
И того ж, государь, числа прислана ко мне, холопу твоему, ведомость: со всех медных заводов руские рудокопные мастера прислали ко мне, холопу твоему, ведомость, которые крестьяня были на работе, и они, государь, тот скоп их крестьянской, уведав к городу приход тех вышеписанных сел и деревень крестьян, убоясь себе смертного убойства и домом своим раззарения, с работы сошли, и на той, государь, работе июля по вышеписанное число никого не осталось, да и сами они, государь, рудознатные мастеры, того ж их крестьянского скопу и смертного к себе убойства бояся, с заводов сойдут в иные, государь, городы, покаместь их крестьянское собрание и непослушание утолит. А верхотурской сын боярской Михайло Протопопов с тех заводов сведен, послан к тебе, великому государю, к Москве с подлинною ведомостью.
Да июля ж 25-го числа явился мне, холопу твоему, в вотчине имянитого человека Григорья Дмитриевича Строганова, в селе на Серге кунгурской ходок Евсей Слуткиных и объявил мне, холопу твоему, верхотурского казака Прокопья Каргаполова, которой был послан от меня, холопа твоего, с памятьми июля 16-го числа к плотинному мастеру к Елфиму Григорьеву с товарыщи, которой плотинной мастер послан по твоему, великого государя, указу на Алапаевские заводы с Москвы, а с Кунгура он, Елфим, отпущен с товарыщи июля 14-го числа, и июля 25-го числа оказал он, ходок, мне, холопу твоему: посылал де ево, Евсея, с Кунгура приходной крестьянин Овдей Пигилев, которой взят под городом с письмом Сокольих гор крестьяном и к детям своим, которые, государь, грабили с ним, Овдеем, верхотурских служилых людей твое, государево, денежное жалованье и пищали, и привезли б те деньги и ружье и всякой их грабленые пожитки и отдавали бы все лицом на Кунгуре [7]. И он де, ходок Евсей, с тем письмом ехал и то де письмо на дороге на караулех у него осматривали на Суксуне и на Ключах, а просмотря, с тем письмом велели ему ехать на Сокольи горы к детям ево, Овдеевым, и крестьяном. И он то письмо отдал на Сокольих горах свещеннику Василью и при нем то письмо он, свещенник, детям ево Овдеевым, и крестьяном вычитал вслух, а как де он, Евсей, поехал назад в город мимо Чусовскую деревню, и увез с собою вышеписанного верхотурского казака Прокопья Каргаполова тайным обычаем, без ведома крестьян.
А что он, Евсей, в скаске своей мне, холопу твоему, cказал и то, государь, писано в подлинном деле имянно.
Да мне, холопу твоему, верхотурской казак Прокопей Каргаполов сказал: посылал де ево, Прокопья, я, холоп твой, к вышеписанному плотинному мастеру, которой писан выше сего в скаске ходока Евсея Слудкина, с твоими государевыми памятьми о строении плотины на Алапаевских заводах, и наехав ево, плотинного мастера Елфима с товарыщи, в деревне Мартемьянове и тое память ему, Елфиму, отдал. А он де, Елфим, ему, Прокопью, сказывал, что де ево, Елфима, крестьяне остановили и били, и толкали ево в груди в Торговишском острошке, и приехав Ключи в деревнях, а отдав он те памяти, ехал назад на Кунгур и приехал в деревню в Шаврин Починок, и в той деревне Кунгурского ж, государь, уезду, деревни Осинцовы крестьяне били ослопьем насмерть кунгурских подьячего Семена Черепахина, стрельца Софона Прокопьева да верхотурских плотника Трофима Серебряникова, казака Тараса Камарова, и он, Прокопей, показал им, крестьяном, твой, великого государя, указ и память, какова дана ему о взятье о подводах.
И взяв у него, Прокопья, тое память, Овдей Пигилев, Сокольих гор крестьянин; которой взят под городом июля 17-го числа, и просмотря они тое, государь, память, и называли ее воровскою и били ево, государь, на смерть. А как они, государь, крестьяня ево, Прокопья, збили с лошади и велели ево осмотреть и деньги с него взяли, которые даны ему были твоего, великого государя, жалованья, он же, Овдей Пигилев, и подорожную память взял к себе ж, да у него ж, государь, Прокопья, в то ж время отбили твое, государево, жалованье, данное ему оружье, пищаль и порох, а кое, государь, какое борошнишко у него отбили, и то ж, государь, писано в подлинном деле имянно. А хто, государь, ту пищаль и борошнишко у него, Прокопья, взяли, того де он сказать не упомнит, опроче, государь, денег и подорожной памяти, был от побои в безпамятстве. А как они, государь, крестьяне, ехали под город и говорили меж собою: им, крестьяном, поспешить и засесть в город и твое, государево, оружье, пушки и порох, и свинец взять, а меня, холопа твоего, убить до смерти и со всеми при мне, холопе твоем, будущими людьми. А Торговишского, государь, острошку и Сокольих гор крестьяня приезжали на Ключи почасту и прошали у ключевских крестьян ево, Прокопья, убить, и они, ключевские крестьяня, Илья, прозванием Смола, с товарыщи, убить ево, Прокопья, не дали и у себя ево укрывали в соломе и в назьму.
Да в нынешнем, государь, 1703-м году июля в 28 день извещал мне, холопу твоему, на дороге в деревне Черемиской, в Верхсылвенской четверти [8] деревни Верх Леку ясашной тотарин Рыско Аданев, а в извете своем мне, холопу твоему, сказал: июля в 21 день ездил он, Рыско, Кунгурского ж уезду в деревню на Черный Яр для покупки семенного хлеба. И той деревни крестьяня Прокопей Кузнец с сыном и с товарыщи били ево и увечили насмерть, а бивши испрашивали де у него, Рыска, для чего де я, холоп твой, их, татар, собрал в город Кунгур, а ево де, Рыска, они, крестьяня, связали, руки заворотили клячем и огня росклали, хотели ево жечь, а спрашивали у него, Рыска, какой де у них, татар умысел со мною, холопом твоим [9]. Да в то же де, государь, время пришел Бардинского погосту поп, а имени он, татарин, ему не знает, с топором и хотел ево, Рыска, топором засечь и называл де их, татар, ворами и изменниками. И той де Черноярской деревни крестьяня ево, Рыска, попу засечь не дали и топор отняли, и он де, поп, взял нож и бросался де резать ножем неведомо за что, и зарезать де ево, Рыска, не дал той же Черноярской деревни крестьянин Иван Голяк с товарыщи и крестьяня де Усть-Кишерские деревни, а имян он, тотарин, им не знает, для того, государь, что от многих побой их был безпамятствен, стреляли из луков и прострелили руку у того вышеписанного крестьянина, у Ивана Голяка, которой разговаривал и бить де его, Рыска, не давал, и от того смертного убивства оборонил. А кунгурского стрельца Тимофея Арапова при нем, Рыске, и той же деревне били насмерть крестьяня приезжие, а которого села того он, Рыска, не знает, а бивши де ево, стрельца, связав, повезли в Ильинское село на Орду, а за то ево, стрельца, они, крестьяня, били, бутто он ездит по них, татар, от меня, холопа твоего, с воровскою памятью для подзыва их, татар. А мне б, холопу твоему, ехать дорогою от таких крестьян с великим опасением и з береженьем, чтоб они, крестьяня, надо мною, холопом твоим, какова дурна не учинили для того, что они, крестьяня, для проведыванья меня, холопа твоего, ездят с оружьем по деревням и стоят на караулех по веем дорогам и меня, холопа твоего, проведывают беспрестанно.
А которые, государь, крестьяня Овдей Пигилев да Тихон Печерских взяты под городом, и их я, холоп твой, взял с собою на Верхотурье, а оставить их я, холоп твой, на Кунгуре не посмел для того, что их до твоего, великого государя, указу и до розыску ис тюрьмы выпустят.
Да мне ж, холопу твоему, подали на Кунгуре извет верхотурские неверстанной сын боярской Григорей Протопопов, казак Федор Сапожников на тех же, государь, Сокольих гор на всех крестьян [10]. А в извете написан ближняго твоего, государева, боярина князя Михайла Яковлевича Черкаского люди ево, Сергей Осипов сын Кузов да твоего, государева, боярина Федора Алексеевича Головина люди ж ево Максим Тимофеев, Иван Иванов да нерчинской сын боярской Иван Никифоров сын Сенотрусов с товарыщи: по твоему де, великого государя, указу и подорожным с Москвы ехали де они, вышеписанные люди, с твоею, великого государя, казною в Сибирь. И приехав Кунгурского уезду в село Сокольих гор, и по твоему, великого государя, указу по подорожным просили де они у крестьян подводы, и они де, крестьяня Сокольих гор, им, Сергею с товарыщи, под твою, великого государя, казну подвод не дали, и они для скорого поспешения поймали четыре у них крестьянские лошади. И они, Сокольих гор крестьяня, собрався человек пятьдесят, и били в сполох, и пришли де к ним з дубьем, и бросали в них палками и каменьем, и приступали к телегам, и хотели у них они, крестьяня, твою, великого государя, казну отбить, а их убить. И я, холоп твой, у них, Григорья с товарыщем, тот извет приняв, и послал я, холоп твой, в подлинном их крестьянском деле, приклея скаску к листу под дела. А которых, государь, сел и деревень крестьяня по оговору крестьян Овдея Пигилева с товарыщем были с ними под городом июля 17-го и 18-го числех и которые по скаскам и по изветом кунгурских подьячих и стрельцов и верхотурских казаков, и хто имяны крестьяня и с которых сел и деревень приличились в том же озорничестве и в воровстве, и я, холоп твой, те изветы и скаску с подлинным делом и, с тех изветов и сказок зделав имянную роспись, послал к тебе, великому государю, к Москве, в Сибирской приказ. А которые, государь, служилые люди были со мною, холопом твоим, на земляном валу и в городе и крестьян приход видели, и тем людем, я, холоп твой, под тем же делом роспись [послал] к тебе, великому государю, за их руками к Москве для подлинного свидетельства.
А что, государь, по твоему, великого государя, указу и по грамоте велено перепищику тюменскому сыну боярскому Ивану Текутьеву город Кунгур и с уездом переписать в год, и в той переписке кунгурцы чинят ему, Ивану, многую остановку, для того, что сверх переписных книг объявилось у них, крестьян, многое число, которые, государь, пришли на Кунгур из разных твоих, государевых, городов и поселились дворами, и владеют твоими, государевыми, землями и угодьи, и в оброки, государь те крестьяня не положены. По переписным, государь, книгам прошлого, 186-го и 187-го годов на Кунгуре посадцких людей и в уезде крестьян тысяча сто восемьдесят шесть дворов да пресвятыя богородицы Тохтарева монастыря дватцать три двора. А по окладным, государь, книгам прошлого 1702-го году, которые, государь, по твоему, великого государя, указу из земской избы взяты и отданы перепищику тюменскому сыну боярскому Ивану Текутьеву для переписки, и по тем окладным книгам явилось налицо посадцких людей двести сорок четыре двора, да в уезде сел и деревень и починков сто восемь мест, а в тех [селах, деревнях] и починках людей три тысячи триста двенатцать человек [11] и всего, государь, градцких и уездных людей три тысячи пятьсот пятьдесят шесть дворов. И о тех лишних людех, которые явились налицо сверх переписных книг 186-го и187-гогодов, по окладным книгам прошлого 1702-го году о поборех с них и о податях, что та, великий государь, укажешь. Да мне ж, холопу твоему, подал челобитную за рукою кунгурской стрелец Иван Мазжегоров, чтоб мне, холопу твоему, ту ево челобитную принять и послать к тебе, великому государю, к Москве. И я, холоп твой, ту ево челобитную принял и послал под сею отпискою к тебе, великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белые Росии самодержцу к Москве, в Сибирской приказ.
А сию отписку послал я, холоп твой, к тебе, великому государю, к Москве июля 29-го числа нынешняго 1703-го году с верхотурскими детьми боярскими с Михайлом Протопоповым, з Григорьем Загурским да с пешим казаком с Прокопьем Каргаполовым с товарыщи и велел им явиться и отписку и изветы и скаски с роспискою и письма Сокольих гор крестьянина Овдея Пигилева, какое он писал к детям свои и крестьяном, подать в Сибирском приказе думному дьяку Андрею Андреевичу Виниюсу с товарыщи.
На, документе помета: “1703-го августа в 23 день подали верхотурские дети боярские Михайло Протопопов, Григорей Загурской”.
ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, 1703 г., кн. 1481, лл. 91 об.- 104.— Подлинник
Комментарии
6. Нерусское население Кунгурского уезда в основной своей массе не поддержало воеводу во время крестьянского восстания, несмотря на то, что А.И.Капитан разослал “памяти” ясачным сотникам и старостам, чтобы они шли со своими людьми на помощь осажденным. Лишь семь человек ясачных во главе с “лучшим человеком” явились к Калитину. Вместе с тем есть основания полагать, что в крестьянском выступлении принимали участие нерусские жители уезда. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в лагере восставших были жители дер. Черемисской, населенной оброчными марийцами. Кроме того, по словам И.Текутьева, из крестьянского стана под городом кричали “разными иноземческими ясаками” (см. док. № 9).
7. Письмо Авдея Пигилева сохранилось в следственном деле. Нет нужды доказывать, что оно было “вымучено” у Пигилева в Кунгурском застенке с целью умиротворить крестьянский “бунт”. Характерно, что письмо не имело личной подписи Пигилева, хотя он был грамотен.
8. В Кунгурском уезде были четыре ясачные волости (“четверти”): Верхнеиренская, Верхнесылвенская, Карьевская и Шаквенская.
9. См. примечание 4.
10. В извете речь идет о событиях, относящихся к концу мая 1703 г., т. е. за полтора месяца до осады Кунгура крестьянами. Следовательно, открытые выступления в уезде отмечены гораздо раньше середины июля, когда наступил наивысший подъем движения.
11. Имеются в виду главы семей, а не все мужское население уезда.
Текст воспроизведен по изданию: О кунгурском восстании 1703 г. // Исторический архив, № 4. 1955
_________________
Живу в Литве, а думаю о России...
Блог:http://life-street.livejournal.com
Похожие темы
» Отписка верхотурского воеводы Алексея Калитина в Сибирский приказ о волнениях крестъян Кунгурского уезда летом 1703 г. (начало)
» Отписка Кунгурского судных земских дел бурмистра Евтихея Ерофеева (Веселкова) и земского старосты Елисея Рябухина в Сибирский приказ о крестьянском “бунте” в уезде
» Ширинкины Кунгурского уезда
» Потураевы Кунгурского уезда
» Исторические границы Кунгурского уезда
» Отписка Кунгурского судных земских дел бурмистра Евтихея Ерофеева (Веселкова) и земского старосты Елисея Рябухина в Сибирский приказ о крестьянском “бунте” в уезде
» Ширинкины Кунгурского уезда
» Потураевы Кунгурского уезда
» Исторические границы Кунгурского уезда
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
21.11.24 16:47 автор Геолог
» Поездка на Белую гору.
21.11.24 16:42 автор Геолог
» «Капитан Татищев. Приказы и письма. 1720-1723»
19.11.24 11:28 автор Геолог
» Учебные заведения Кунгурского уезда на карте 1876 года
18.11.24 18:05 автор Геолог
» Кунгур для меня это...
12.11.24 22:05 автор Алексей Ершов
» Документы о Пугачевщине из разных публикаций
08.11.24 20:16 автор Алексей Ершов