Пользователи, открывшие больше всего тем
Алексей Ершов | ||||
Сергей Королёв | ||||
Алина Дием | ||||
Наталия | ||||
galina.kustova | ||||
Галина | ||||
Константин В. | ||||
Дмитрий Трясцин | ||||
Алексей Накаряков | ||||
юлия алексеевна |
Поделиться в сетях
ЧЕРНИЛЬНИЦА
Страница 1 из 1
ЧЕРНИЛЬНИЦА
   Чернильница вошла в мою жизнь с октября. Белая, гладенькая, со смешным именем – непроливашка. К ней прилагался стеклянный треугольный пузырёк с фиолетовыми чернилами, деревянная зелёная ручка, в которую вставлялось пёрышко с выдавленной на нём звёздочкой, ситцевая круглая перочистка и специальный мешочек на шнурке, чтобы носить чернильцу в школу, привязав её к ручке портфеля. Если чернила прольются, то не запачкают книги и тетради. Весь сентябрь эти сокровища ждали своего часа дома, потому что писали мы только простыми карандашами.
   Существование чернильницы наводило нас на размышления. Возникали сомнения: а как же размахивать портфелем? И как с ним бегать? Не говоря уж о том, чтобы его подбрасывать вверх от радости возвращения домой? Неужели с чернильницей нам придётся передвигаться смирно и осторожно, как по минному полю?
   Настал день, когда неуклюжие мальчишечьи руки пообвыкли к письму карандашом, и учительница велела принести чернильницы и перьевые ручки. Наша мудрая учительница всё предусмотрела: она разрешила оставить на парте в специальном углублении только одну чернильницу на двоих, остальные собрала в широкий деревянный ящик с низкими бортиками и поставила его у себя на столе. Потом она объяснила, что каждый день в конце последнего урока «дежурная парта» будет собирать все чернильницы и ставить их в этот ящик, а на следующее утро новая «дежурная парта» будет расставлять их по местам на парты. Носить чернильницы по домам мы не будем! Но и оставлять их постоянно на партах невозможно. Объяснялось это просто: после уроков классы убирали взрослые уборщицы, они переворачивали парты на бок, чтобы вымести и вымыть пол под ними. Разумеется, им некогда было возиться с чернильницами, ведь уборщицам полагалось ещё истопить школьные печи, наносить дров к ним, скипятить воду для питья и налить её в специальные бачки. Когда мы занимались в классах, уборщицы мыли длинные школьные коридоры, словом, дел им хватало, потому «дежурная парта» должна всячески помогать. Кроме чернильниц, «дежурной парте» нужно намочить тряпочку для доски, на перемене открыть форточку и самое сложное – выгнать всех из класса, чтобы проветрить и класс, и головы.
   Итак, освобождённые от чернильниц, мы могли по дороге домой сколько душе угодно размахивать портфелями, стукаться ими и даже драться, если возникнет необходимость.
   В ту же осень к нам в гости на шанежки пришли Александровы – бабушкина сестра тётя Таня и её сын дядя Коля. Они подарили мне как школьнице настоящий письменный прибор – великолепно тяжёлый, камнерезный! Он состоял из трёх частей: нижняя часть – овальная подставка из серого в крапинку камня с тремя углублениями – для ручки, для чернильницы и для белого медведя. Вторая часть – из белого камня – медведь сидит на задних лапах, а у ног его примостился крошечный ёжик. Медведь, склонив голову, смотрит на серую рыбку-крышечку для чернильницы. Вся композиция привела меня в неописуемый восторг. Серые и белые камни, гладенькие, прохладные, согревались под моими руками, когда я их долго и нежно оглаживала.
   Дядя Коля, двоюродный брат мамы, работал художником в камнерезной мастерской и, возможно, сам придумал и выточил из камня подарок для меня. А может быть, такие письменные приборы были из серийного производства, но тогда, да и сейчас, для меня это было не важно.
   Важен подарок, который мы с мамой берегли всю жизнь. Сколько бы мы ни переезжали из города в город, из страны в страну, мы неизменно бережно упаковывали кунгурские камни. В Воронеже белый медведь простоял у мамы в немодном серванте последние восемнадцать лет её жизни. И после маминой кончины у меня не поднялась рука его выбросить. Отправила прибор вместе с другими вещами на Кубань к двоюродным сестрам. Там много родственных домов, авось приживётся медведь с ёжиком.
   А в ту кунгурскую, первоклассную осень было необходимо найти подходящую чернильницу для письменного прибора. Белая непроливашка не подходила – слишком толстая и высокая. Наливать чернила в углубление мы не захотели, а то камень подставки испортится. Мама с дедом принялись искать подходящую маленькую чернильницу по всем магазинам. Но даже в Круглом магазине такой маленькой чернильницы не нашлось.
   Прошли новогодние утренники, каникулы, началась третья четверть, а чернильницы всё не было. Мне казалось, что и медведь на приборе загрустил, свесил голову и печально смотрит на ёжика. Я каждый день открывала крышечку с рыбкой, проводила пальцем по углублению, вздыхала, но наливать туда чернила упорно не хотела, терпела и ждала. Однажды с работы прибежала весёлая мама: кто-то дал ей керамическую пробирку вроде бы подходящего размера, мы тут же вставили её в прибор... и, о чудо, она подошла! Пусть не идеально точно, а чуть-чуть выше, но уже можно было наливать чернила и закрывать крышечкой с рыбкой. Мы веселились весь вечер, и белый медведь с ёжиком улыбались вместе с нами, а рыбка, почувствовав под собой влагу чернил, радовалась больше всех.
   Вскоре светлая клеёнка на моем столе украсилась новыми кляксами. Клякса – улыбчивое и одновременно грустное слово из нашего детства. Современные дети его не знают. Объясняю для нынешних бедняжек: клякса – чернильное пятно, капля чернил, нечаянно упавшая с кончика пера. Особенно густо кляксами «украшались» тетради и парты шустрых и непоседливых. Чуть зазевался, дёрнулся и бац! – клякса. Тут в дело вступала промокашка. Розовые и голубые листы пушистой промокательной бумаги вкладывались в каждую школьную тетрадь. Главное было – их сохранить и использовать по назначению, для клякс, а не... Мои тетради аккуратной отличницы тоже иногда посещали кляксы.
   Надеюсь, ещё живы люди, помнящие знаменитого клоуна Карандаша и его забавную собачонку Кляксу. Лохматая, чёрненькая, маленькая, она была уморительно похожа на кляксу.
   Пришли другие времена. Исчезли чернила и чернильницы, перьевые ручки сменили наливные с пипеткой, потом появились шариковые ручки. Помню, как наша старая учительница русского языка негодовала на них и говорила, что шариковые ручки портят почерк. Нам было смешно, у многих к тому времени от уроков чистописания и почерка с волосяной не осталось и следа. Исчезли и шариковые, и гелевые ручки. Сейчас, когда я пишу воспоминания о чернильнице, дети привычно тыкают в электронные планшеты ручки, привязанные к ним за проводок. А ещё через полвека они покажутся новым школьникам уморительно смешными.
   Существование чернильницы наводило нас на размышления. Возникали сомнения: а как же размахивать портфелем? И как с ним бегать? Не говоря уж о том, чтобы его подбрасывать вверх от радости возвращения домой? Неужели с чернильницей нам придётся передвигаться смирно и осторожно, как по минному полю?
   Настал день, когда неуклюжие мальчишечьи руки пообвыкли к письму карандашом, и учительница велела принести чернильницы и перьевые ручки. Наша мудрая учительница всё предусмотрела: она разрешила оставить на парте в специальном углублении только одну чернильницу на двоих, остальные собрала в широкий деревянный ящик с низкими бортиками и поставила его у себя на столе. Потом она объяснила, что каждый день в конце последнего урока «дежурная парта» будет собирать все чернильницы и ставить их в этот ящик, а на следующее утро новая «дежурная парта» будет расставлять их по местам на парты. Носить чернильницы по домам мы не будем! Но и оставлять их постоянно на партах невозможно. Объяснялось это просто: после уроков классы убирали взрослые уборщицы, они переворачивали парты на бок, чтобы вымести и вымыть пол под ними. Разумеется, им некогда было возиться с чернильницами, ведь уборщицам полагалось ещё истопить школьные печи, наносить дров к ним, скипятить воду для питья и налить её в специальные бачки. Когда мы занимались в классах, уборщицы мыли длинные школьные коридоры, словом, дел им хватало, потому «дежурная парта» должна всячески помогать. Кроме чернильниц, «дежурной парте» нужно намочить тряпочку для доски, на перемене открыть форточку и самое сложное – выгнать всех из класса, чтобы проветрить и класс, и головы.
   Итак, освобождённые от чернильниц, мы могли по дороге домой сколько душе угодно размахивать портфелями, стукаться ими и даже драться, если возникнет необходимость.
   В ту же осень к нам в гости на шанежки пришли Александровы – бабушкина сестра тётя Таня и её сын дядя Коля. Они подарили мне как школьнице настоящий письменный прибор – великолепно тяжёлый, камнерезный! Он состоял из трёх частей: нижняя часть – овальная подставка из серого в крапинку камня с тремя углублениями – для ручки, для чернильницы и для белого медведя. Вторая часть – из белого камня – медведь сидит на задних лапах, а у ног его примостился крошечный ёжик. Медведь, склонив голову, смотрит на серую рыбку-крышечку для чернильницы. Вся композиция привела меня в неописуемый восторг. Серые и белые камни, гладенькие, прохладные, согревались под моими руками, когда я их долго и нежно оглаживала.
   Дядя Коля, двоюродный брат мамы, работал художником в камнерезной мастерской и, возможно, сам придумал и выточил из камня подарок для меня. А может быть, такие письменные приборы были из серийного производства, но тогда, да и сейчас, для меня это было не важно.
   Важен подарок, который мы с мамой берегли всю жизнь. Сколько бы мы ни переезжали из города в город, из страны в страну, мы неизменно бережно упаковывали кунгурские камни. В Воронеже белый медведь простоял у мамы в немодном серванте последние восемнадцать лет её жизни. И после маминой кончины у меня не поднялась рука его выбросить. Отправила прибор вместе с другими вещами на Кубань к двоюродным сестрам. Там много родственных домов, авось приживётся медведь с ёжиком.
   А в ту кунгурскую, первоклассную осень было необходимо найти подходящую чернильницу для письменного прибора. Белая непроливашка не подходила – слишком толстая и высокая. Наливать чернила в углубление мы не захотели, а то камень подставки испортится. Мама с дедом принялись искать подходящую маленькую чернильницу по всем магазинам. Но даже в Круглом магазине такой маленькой чернильницы не нашлось.
   Прошли новогодние утренники, каникулы, началась третья четверть, а чернильницы всё не было. Мне казалось, что и медведь на приборе загрустил, свесил голову и печально смотрит на ёжика. Я каждый день открывала крышечку с рыбкой, проводила пальцем по углублению, вздыхала, но наливать туда чернила упорно не хотела, терпела и ждала. Однажды с работы прибежала весёлая мама: кто-то дал ей керамическую пробирку вроде бы подходящего размера, мы тут же вставили её в прибор... и, о чудо, она подошла! Пусть не идеально точно, а чуть-чуть выше, но уже можно было наливать чернила и закрывать крышечкой с рыбкой. Мы веселились весь вечер, и белый медведь с ёжиком улыбались вместе с нами, а рыбка, почувствовав под собой влагу чернил, радовалась больше всех.
   Вскоре светлая клеёнка на моем столе украсилась новыми кляксами. Клякса – улыбчивое и одновременно грустное слово из нашего детства. Современные дети его не знают. Объясняю для нынешних бедняжек: клякса – чернильное пятно, капля чернил, нечаянно упавшая с кончика пера. Особенно густо кляксами «украшались» тетради и парты шустрых и непоседливых. Чуть зазевался, дёрнулся и бац! – клякса. Тут в дело вступала промокашка. Розовые и голубые листы пушистой промокательной бумаги вкладывались в каждую школьную тетрадь. Главное было – их сохранить и использовать по назначению, для клякс, а не... Мои тетради аккуратной отличницы тоже иногда посещали кляксы.
   Надеюсь, ещё живы люди, помнящие знаменитого клоуна Карандаша и его забавную собачонку Кляксу. Лохматая, чёрненькая, маленькая, она была уморительно похожа на кляксу.
   Пришли другие времена. Исчезли чернила и чернильницы, перьевые ручки сменили наливные с пипеткой, потом появились шариковые ручки. Помню, как наша старая учительница русского языка негодовала на них и говорила, что шариковые ручки портят почерк. Нам было смешно, у многих к тому времени от уроков чистописания и почерка с волосяной не осталось и следа. Исчезли и шариковые, и гелевые ручки. Сейчас, когда я пишу воспоминания о чернильнице, дети привычно тыкают в электронные планшеты ручки, привязанные к ним за проводок. А ещё через полвека они покажутся новым школьникам уморительно смешными.
Алина Дием- Русская поэтесса
- Сообщения : 91
Очки : 200
Репутация : 1
Дата регистрации : 2017-08-28
Возраст : 69
Откуда : из Пермского края
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 2:55 автор Schwarzstatham
» КУНГУР. ХРОНИКИ СТАРЫХ ДОМОВ
Вчера в 12:44 автор Сергей Королёв
» Сибирский тракт.
27.03.24 12:13 автор Геолог
» Восстание 1704-1711гг
25.03.24 20:01 автор Алексей Ершов
» Накаряковы
19.03.24 15:16 автор Алексей Накаряков
» старые карты кунгурского уезда
17.03.24 17:00 автор Геолог