ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Опрос

КУНГУР ЭТО

ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap13%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 13% [ 28 ]
ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap35%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 35% [ 75 ]
ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap10%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 10% [ 21 ]
ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap13%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 13% [ 29 ]
ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap7%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 7% [ 16 ]
ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap13%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 13% [ 27 ]
ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_lcap9%ЧЕРНИЛЬНИЦА I_vote_rcap 9% [ 19 ]

Всего проголосовало : 215

Галерея


ЧЕРНИЛЬНИЦА Empty
Партнёры
Free counters!
Поделиться в сетях
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь Календарь

Малый Гостиный двор 180х120
Читайте книгу "Кунгур.
Хроники старых домов"


ЧЕРНИЛЬНИЦА

Перейти вниз

ЧЕРНИЛЬНИЦА Empty ЧЕРНИЛЬНИЦА

Сообщение  Алина Дием 20.09.17 16:11

   Чернильница вошла в мою жизнь с октября. Белая, гладенькая, со смешным именем – непроливашка. К ней прилагался стеклянный треугольный пузырёк с фиолетовыми чернилами, деревянная зелёная ручка, в которую вставлялось пёрышко с выдавленной на нём звёздочкой, ситцевая круглая перочистка и специальный мешочек на шнурке, чтобы носить чернильцу в школу, привязав её к ручке портфеля. Если чернила прольются, то не запачкают книги и тетради. Весь сентябрь эти сокровища ждали своего часа дома, потому что писали мы только простыми карандашами.
   Существование чернильницы наводило нас на размышления. Возникали сомнения: а как же размахивать портфелем? И как с ним бегать? Не говоря уж о том, чтобы его подбрасывать вверх от радости возвращения домой? Неужели с чернильницей нам придётся передвигаться смирно и осторожно, как по минному полю?
   Настал день, когда неуклюжие мальчишечьи руки пообвыкли к письму карандашом, и учительница велела принести чернильницы и перьевые ручки. Наша мудрая учительница всё предусмотрела: она разрешила оставить на парте в специальном углублении только одну чернильницу на двоих, остальные собрала в широкий деревянный ящик с низкими бортиками и поставила его у себя на столе. Потом она объяснила, что каждый день в конце последнего урока «дежурная парта» будет собирать все чернильницы и ставить их в этот ящик, а на следующее утро новая «дежурная парта» будет расставлять их по местам на парты. Носить чернильницы по домам мы не будем! Но и оставлять их постоянно на партах невозможно. Объяснялось это просто: после уроков классы убирали взрослые уборщицы, они переворачивали парты на бок, чтобы вымести и вымыть пол под ними. Разумеется, им некогда было возиться с чернильницами, ведь уборщицам полагалось ещё истопить школьные печи, наносить дров к ним, скипятить воду для питья и налить её в специальные бачки. Когда мы занимались в классах, уборщицы мыли длинные школьные коридоры, словом, дел им хватало, потому «дежурная парта» должна всячески помогать. Кроме чернильниц, «дежурной парте» нужно намочить тряпочку для доски, на перемене открыть форточку и самое сложное – выгнать всех из класса, чтобы проветрить и класс, и головы.
   Итак, освобождённые от чернильниц, мы могли по дороге домой сколько душе угодно размахивать портфелями, стукаться ими и даже драться, если возникнет необходимость.
   В ту же осень к нам в гости на шанежки пришли Александровы – бабушкина сестра тётя Таня и её сын дядя Коля. Они подарили мне как школьнице настоящий письменный прибор – великолепно тяжёлый, камнерезный! Он состоял из трёх частей: нижняя часть – овальная подставка из серого в крапинку камня с тремя углублениями – для ручки, для чернильницы и для белого медведя. Вторая часть – из белого камня – медведь сидит на задних лапах, а у ног его примостился крошечный ёжик. Медведь, склонив голову, смотрит на серую рыбку-крышечку для чернильницы. Вся композиция привела меня в неописуемый восторг. Серые и белые камни, гладенькие, прохладные, согревались под моими руками, когда я их долго и нежно оглаживала.
   Дядя Коля, двоюродный брат мамы, работал художником в камнерезной мастерской и, возможно, сам придумал и выточил из камня подарок для меня. А может быть, такие письменные приборы были из серийного производства, но тогда, да и сейчас, для меня это было не важно.
   Важен подарок, который мы с мамой берегли всю жизнь. Сколько бы мы ни переезжали из города в город, из страны в страну, мы неизменно бережно упаковывали кунгурские камни. В Воронеже белый медведь простоял у мамы в немодном серванте последние восемнадцать лет её жизни. И после маминой кончины у меня не поднялась рука его выбросить. Отправила прибор вместе с другими вещами на Кубань к двоюродным сестрам. Там много родственных домов, авось приживётся медведь с ёжиком.
   А в ту кунгурскую, первоклассную осень было необходимо найти подходящую чернильницу для письменного прибора. Белая непроливашка не подходила – слишком толстая и высокая. Наливать чернила в углубление мы не захотели, а то камень подставки испортится. Мама с дедом принялись искать подходящую маленькую чернильницу по всем магазинам. Но даже в Круглом магазине такой маленькой чернильницы не нашлось.
   Прошли новогодние утренники, каникулы, началась третья четверть, а чернильницы всё не было. Мне казалось, что и медведь на приборе загрустил, свесил голову и печально смотрит на ёжика. Я каждый день открывала крышечку с рыбкой, проводила пальцем по углублению, вздыхала, но наливать туда чернила упорно не хотела, терпела и ждала. Однажды с работы прибежала весёлая мама: кто-то дал ей керамическую пробирку вроде бы подходящего размера, мы тут же вставили её в прибор... и, о чудо, она подошла! Пусть не идеально точно, а чуть-чуть выше, но уже можно было наливать чернила и закрывать крышечкой с рыбкой. Мы веселились весь вечер, и белый медведь с ёжиком улыбались вместе с нами, а рыбка, почувствовав под собой влагу чернил, радовалась больше всех.
   Вскоре светлая клеёнка на моем столе украсилась новыми кляксами. Клякса – улыбчивое и одновременно грустное слово из нашего детства. Современные дети его не знают. Объясняю для нынешних бедняжек: клякса – чернильное пятно, капля чернил, нечаянно упавшая с кончика пера. Особенно густо кляксами «украшались» тетради и парты шустрых и непоседливых. Чуть зазевался, дёрнулся и бац! – клякса. Тут в дело вступала промокашка. Розовые и голубые листы пушистой промокательной бумаги вкладывались в каждую школьную тетрадь. Главное было – их сохранить и использовать по назначению, для клякс, а не... Мои тетради аккуратной отличницы тоже иногда посещали кляксы.
   Надеюсь, ещё живы люди, помнящие знаменитого клоуна Карандаша и его забавную собачонку Кляксу. Лохматая, чёрненькая, маленькая, она была уморительно похожа на кляксу.
   Пришли другие времена. Исчезли чернила и чернильницы, перьевые ручки сменили наливные с пипеткой, потом появились шариковые ручки. Помню, как наша старая учительница русского языка негодовала на них и говорила, что шариковые ручки портят почерк. Нам было смешно, у многих к тому времени от уроков чистописания и почерка с волосяной не осталось и следа. Исчезли и шариковые, и гелевые ручки. Сейчас, когда я пишу воспоминания о чернильнице, дети привычно тыкают в электронные планшеты ручки, привязанные к ним за проводок. А ещё через полвека они покажутся новым школьникам уморительно смешными.
Алина Дием
Алина Дием
Русская поэтесса
Русская поэтесса

Сообщения : 91
Очки : 200
Репутация : 1
Дата регистрации : 2017-08-28
Возраст : 69
Откуда : из Пермского края

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения