Опрос

КУНГУР ЭТО

14% 14% [ 14 ]
30% 30% [ 31 ]
12% 12% [ 12 ]
15% 15% [ 15 ]
10% 10% [ 10 ]
14% 14% [ 14 ]
7% 7% [ 7 ]

Всего проголосовало : 103

Галерея


Партнёры
Rambler's Top100
Кунгурский каталог сайтов Free counters!
Поделиться в сетях
Октябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Календарь Календарь


Воспоминания о работе учителем А. К. Важенцевой в дев. Сусловой

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Воспоминания о работе учителем А. К. Важенцевой в дев. Сусловой

Сообщение  Константин В. в 25.12.11 0:06

Из тетради воспоминаний Важенцевой в дев. Сусловой Анны Константиновны (1967)

Я, видимо, одна из самых старейших в г. Кунгуре учительниц, окончивших кунгурскую женскую гимназию, и я хочу в год 50-летия Советской власти кратко описать мой педагогический путь.
Окончила я полных 8 классов гимназии, т. е. 10 лет училась общеобразовательным дисциплинам и 11й год - педагогический. С окончанием 8го класса мы имели право быть учителями земских и двухклассных школ, а также младших классах средних школ по выбранной специальности. Наш класс знал математику лучше, чем другие предметы, т. к. учительница наша - Перекрестова - хорошо преподавала нам эту дисциплину. Конечно, многое, что мы изучали было для нас неинтересно и не пригодилось потом на нашем педагогическом поприще и вообще в жизни. Например: закон божий и в русском языке буквы "ѣ", ъ знак в конце слова и "i". На эти знания мы убили много ценного времени. Правда, наша учительница русского языка и словестности - Удинцева В. П. - вне уроков много нам читала и проводила беседы по прочитанному. Таким образом мы могли изучить наших классиков и некоторых критиков. В гимназии у нас была строгая дисциплина и во внешности, и в поведении учащихся во время уроков, в школе и на улице. Те, кто хотел учиться, то старался, т. к. на второй год оставаться не приходилось, ведь за правоучение родители наши платили деньги. Каждый год, начиная с 4го класса у нас были экзамены по некоторым предметам, а в 7ом классе, как в выпускном, экзамены были по всем предметам, и тут-то нам пришлось очень трудно. Весна, все цветет, на улице тепло, ярко, а нам надо повторять все пройденное не за один класс и по всем предметам. Наконец наступило 10 июня с/с (т. е. 23 июня), и был назначен акт, где в торжественной обстановке нам выдавались аттестаты об окончании гимназии. По окончании же 8го класса давались свидетельства на звание учителя.
Удовольствий мы получали немного. Кино еще не было, спектакли и концерты были очень редко. В году было 4-5 больших бала, где нам разрешалось присутствовать: в техническом училище, в гимназии, в реальном училище и в Елизаветинском приюте. Эти балы были в зимние каникулы и на масленице. Зимой нам разрешалось катание на коньках, для чего был сделан каток на реке Сылве (около моста) до 7 часов вечера. Был там поставлен столб с фонарем и теплушки для одевания коньков. Несмотря на ограниченность удовольствий, я с удовольствием вспоминаю годы учения, подруг, наши песни и наши споры, может быть потому, что мы были тогда молоды и беззаботны.
Итак, я окончила учебу в 1910 году летом и уехала на родину родителей во Владимирскую губернию Гороховецкого уезда село Мыт. Длинная поездка и на параходе, и на лошади; жизнь и быт села; новые знакомые и родственники - все это произвело на меня большое впечатление и освежило меня. Но у меня была заветная мечта - быть учительницей, и по приезду домой я подала заявление о назначении меня учительницей в Кунгурский уезд.
Мест вблизи Кунгура не было, и меня назначили в з. Серебрянку Кунгурского уезда, в 154 км. от Кунгура. Я решилась, и меня на почтовых лошодях (с колокольчиками) доставили до места работы. Я была давольно подготовлена, кроме того мне помогала зав. школой В. И. Шикова, т. ч. я не ощущала больших трудностей, да и девочки (школа была женская) меня полюбили. З. Серебрянка в то время был немаленьким. ... Там было несколько начальных школ и двухклассное училище. Я влилась в общество учителей, хотя большинство из них были уже не молодые, но к нам, молоденьким, относились хорошо. Мы компанией ездили на лошодях в Кын, где учителей было еще больше и мы беседовали об уроках, о планах и т. д. Это были наши добровольные конференции.
Но моя мать беспокоилась обо мне, т. к. я жила одна, далеко от дома и стала хлопотать о переводе меня в Кунгур. И вот, в 1911 году я была переведена в г. Кунгур, во вторую женскую городскую школу, вместо Т. В. ..., которая вышла замуж за А. П. Попова и уехала в Пермь. Но в Кунгуре мне работать не понравилось. Не было этой сплоченности учителей между собой. Все жили своими жизнями и встречались только в школе. Я осталась одна, без прежних подруг и друзей по школе. Кроме того, наша зав. школой - Н. Ф. Бушуева - была нетактичная и властная женщина. Она хотела, чтобы все было так, как она хочет и вмешивалась на уроках со своими замечаниями, и указывала не стесняясь детей. Я чувствовала, что так дело не пойдет и осенью подала заявление уйти из городской школы в деревенскую, хотя многие учителя завидовали, что я работаю в городе. Кроме того, зарплата в городской школе была всего 18 рублей (т. к. школа эта была на городском бюджете), когда в Серебрянке я получала 30 рублей. Меня назначили в д. Дейково в 8 км. от города. Эту школу организовала я. Мне наняли для школы большую, новую, крестьянскую избу, а сам хозяин, старичок, жил в старой и был при школе сторожем. Постепенно обзавелась инвентарем и необходимыми учебными пособиями. И вот, я - зав. школой и учитель в единственном числе. Учащихся набралось в 1й год 28 человек из Дейково и двух ближних деревень - Липово и Подкаменного. ... На следующий год учащихся было 35 человек. Работы стало больше, ведь надо было вести 3 класса одновременно, но я не горевала, и работа шла успешно. Постепенно пополняла инвентарь и даже устраивала для ребят елку на зимних каникулах. Средства добывала сама. Подписной лист среди своей родни, да и некоторые родители учащихся помогали, т. к. Дейково была тогда богатой деревней (... и пишокаты (?) в зимнее время). Первая елка удивила всех ребят, они ведь ничего еще не видели. А всех больше была рада я. За советом в документации я ходила за 4 км. в с. Крестовоздвиженское, где зав. школой была О. И. Горьева. Она много мне помогала, и я ей всегда благодарна. Скучать в деревне я себе не позволяла. Моя школа была на горе, и мы часто с ребятишками уч-ся катались с горы в подгорное Дейково (теперь школа в Дейково выстроена под горой). Вечерами иногда приходили деревенские девушки, и я им играла на гитаре, а они танцевали или пели.
В 1913 году я вышла замуж и была переведена в село Крестовоздвиженское (з. ш. Горьева О. И.). Там я работала опять с одним классом и под руководством такой опытной учительницы. Но все же жизненные условия нас с мужем не удовлетворяли и в конце концов меня перевели снова в город. Сначала я работала в 1ой женской школе у ... А потом перешла в 1ую Кирилло-Мифодиевскую школу (з. ш. Дягелева С. Р.), где я работала 8 лет, с 1916 по 1919 и с 1923 по 1928 год.
С большой благодарностью я вспоминаю о С. Р. Скромная, выдержанная, тактичная и обладающая большим педагогическим мастерством, она была примером для нас - учителей. Я многому у нее научилась и до сих пор вспоминаю ее добрым словом.
В годы революции работали в тяжелых условиях. Не было бумаги и других уч. пособий. Паек наш состоял из овса ..., и нам приходлилось менять вещи на хлеб. Часть учителей ушли на более выгодную работу, но у С. Р. даже и мысли не было уйти, и нас она ободряла и не давала унывать. И это время затруднений страны мы выдержали. Революцию мы встретили радостно и вскоре перестроились в своей работе. Первой я не учавствовала в новой революционной жизни, т. к. в это время у меня родился сын - Игорь, и я принуждена была сидеть дома. В школе же за меня занималась С. Р., она умела совмещать, а труда не боялась.
[...]
Описав свой пед. путь, я знаю, что мой путь учителя был более счастливым, чем жизнь многих других учителей. До революции многим учителям жилось очень плохо, особенно учителям церковно-приходских школ, где зав. школой считался поп, и учителю приходилось во всем подчиняться ему. Тогда учителя готовились и держали экзамены на звание земских учителей и таким образом уходили в земские. Другие учиетеля жили в глухих деревнях и им приходилось бороться с отсталостью деревни, и с самодурством богатых крестьян. В первый период революции тоже многие учителя перенесли обиды от кулаков, особенно во время коллективизации и основания артелей. Но я знаю, что учителя стойко пережили все нападки, и Советская власть была для них защитой.

Вместе со всеми вставками я переписала "мои воспоминания" и сдала в музей. Если надо, можно взять в библиотеке музея.

Константин В.
Эксперт в области генеалогии
Эксперт в области генеалогии

Сообщения : 80
Очки : 131
Репутация : 0
Дата регистрации : 2011-12-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения