Опрос

КУНГУР ЭТО

14% 14% [ 14 ]
30% 30% [ 31 ]
12% 12% [ 12 ]
15% 15% [ 15 ]
10% 10% [ 10 ]
14% 14% [ 14 ]
7% 7% [ 7 ]

Всего проголосовало : 103

Галерея


Партнёры
Rambler's Top100
Кунгурский каталог сайтов Free counters!
Поделиться в сетях
Октябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Календарь Календарь


Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  Константин В. в 24.12.11 4:42

Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Повесть о строчках давно минувших дней начала XX века

...
I глава
... По моей просьбе меня назначили в 1911 году во вновь открывавшуюся школу в деревне Дейково за восемь верст от дома, где я и буду работать второй год...

X глава
... Так шли дни. Ася много занималась с ребятами, приводила в порядок документы, так как шел декабрь, конец первого полугодия, вообще, ревизия по школе. И действительно, 4 декабря приехал инспектор Быков. Приехал один, на лошади, которую оставил у старосты деревни, а сам пришел в школу. Было еще темно, но ребята уже собрались и сидели за партами. Ася что-то искала в шкафу. Поздоровались. Ребята дружно встали. Ася забеспокоилась о свете, но Быков предупредил:
- Ничего, лампы не надо. Пока поспрашиваю устно, скоро будет светло.
Ася приказала ученикам сесть, а сама села на табуретку к шкафу. Минут 15 инспектор занимался устным счетом, привлекая к работе, к счету все три класса. Дети поднимали руки – всем хотелось ответить, а Быков, рассчитывая на возраст и знание, умеючи задавал вопросы. Посмотрев на часы, велел достать третьему классу тетради для арифметики, второму – тетради по письму и грамматике, а с первым стал заниматься устно, и дети достали первую книгу для чтения. Все было сделано моментально. Ученикам дал работу согласно их знания за полугодие, с младшими занялся чтением. Удивился, что они уже прошли букварь и заставлял их читать и рассказывать прочитанное. Звонок, перемена. Второй урок – он меняет работы в группах. Больше напирает на третий класс. Ася проверяет работы за первый час у второго и третьего класса. Занимается он как артист. Во время уроков переменяет темы и перестраивает учеников без шума, не мешая другим группам. Часто вызывает к доске и упирает на более трудные случаи для учеников, узнавая, поняли ли они тот или иной раздел. Во время перемены Ася сходила к Егоровичу и попросила сходить к хозяйке и взять все, что у нее есть из запасов Аси, поставить самовар и подать молоко.
- Все будет исполнено с готовностью, - произнес сторож.
Третий урок прошел увлекательно для учеников, так как их работа чередовалась с беседой инспектора и чтением стихотворений. Особенно отличились ученики третьего класса. Ребята были заинтересованы и всем хотелось что-нибудь рассказать – они поднимали руки. Оживив ребят, он стал задавать вопросы по грамматике и правила по арифметике, по возможности увлекая всех учеников. Время еще осталось, и он попросил детей спеть, что они знают. Они дружно спели несколько песен, которые были заучены петь на елке.
- Хорошо, дети, поете. Но зачем все какие-то елочные? – спросил инспектор.
Высунулся один малыш:
- Васса Степановна нам обещала елку на Рождество сделать, вот мы и сготовили песни.
Другой выкрикнул:
- И стихи читать.
Обернувшись к Асе, Быков спросил:
- Что Вы в самом деле обещали им это удовольствие? А где средства? А знает ли земство?
Ася, волнуясь и побледнев, ответила:
- Я все Вам хотела сказать после проверки, но дети опередили меня. Я все скажу, но только…
Быков понял ее и после звонка отпустил детей по домам, сказав на прощанье:
- Хорошо, дружно учитесь. Ваша учительница подготовила вас отлично. Слушайте ее и помогайте ей. Желаю успеха. Сегодня вы хорошо потрудились, идите домой отдыхать.
Школа опустела. Быков видел как весь день волновалась Ася, как на ее лице, а особенно в глазах, отражалось ее душевное состояние. Он положил ей руку на плечо и с улыбкой сказал:
- Чего Вы волнуетесь? Вы , как и в прошлом году, успешно заканчиваете первое полугодие. У Вас по школе все на месте – порядок. При проверке знаний учеников обнаружено, что Вы по программе прошли все, что требуется и даже больше. Учащиеся отвечали осмысленно, значит все поняли, а до рождественских каникул еще две недели, так что Вы еще и за третью четверть захватите. Кроме того, я заметил, что Вы ведете внеклассные занятия, что влияет на развитие детей. Спасибо за Ваш труд. Желаю успеха. – и он крепко пожал Асину руку.
- В чем вы нуждаетесь? – спросил он немного погодя, когда просматривал школьные документы.
- У меня все есть из учебных пособий, а вот от литературы, как детской, так и взрослой, я бы не отказалась.
- Для чего Вам книги для взрослых? Если для Вас лично, то у нас земская библиотека богата – читайте на здоровье. Да, я там часто беру для себя.
- Но я бы хотела книг для родителей и населения деревни. Многие уже спрашивали.
- Вы хотите открыть народные чтения? Ну, это серьезный вопрос, надо его согласовать кое с кем. Это, конечно, отлично с Вашей стороны и поговорим об этом, пригласим Вас в Управу. Я то вполне согласен с Вашей просьбой. Решим после каникул.
Перед отъездом Ася предложила ему что-либо закусить и выпить чаю. Он не отказался, и сторож внес самовар и чайник. Ася поставила на стол свои запасы, посланные хозяйкой. Тут было: варенье, печенье, хлеб и яйца, сметана, молоко. Хотя был рождественский пост, Быков не отказался от скоромной пищи. Во время завтрака Ася рассказала ему об елке.
- Средства я уже достала – это деньги, данные моими родными и знакомыми. Земство и родителей учеников я беспокоить не буду. Все сделаю сама, может быть, похуже, чем в городских школах. А что мои дети хуже городских? Они елку никогда не видели, и я хочу им сделать это удовольствие. Правда, я земство не хотела оповещать. Это елка как бы частного периода, это моя, наша с ними елка! – она волновалась, боясь, что это предприятие может сорваться. Даже слезы показались у нее на глазах.
Он пожурил Асю:
- Надо было спросить, а потом устраивать полезное дело. А когда будет елка?
Асе не хотелось, чтобы кто-то из начальства присутствовал и она произнесла:
- Я еще не решила. Это зависит от моего досуга. Прошу никому не говорить.
- Ладно. Я ничего не знаю, - сказал инспектор, и, закусив и выпив чаю – он проголодался, поблагодарив за угощенье, пошел за лошадью, которую угостили тоже, и уехал. Был второй час. Ему еще надо было ехать с ревизией в две ближайшие школы.
Ася стала прибирать и складывать документы и журналы, которые он просматривал, а сама устала и думала: "Теперь с плеч долой – ревизия прошла, елка будет, ребята не подвели, инспектор остался доволен и школой, и ребятами, и угощеньем. Можно отдохнуть и мне." ...


Последний раз редактировалось: Константин В. (25.12.11 0:09), всего редактировалось 1 раз(а)

Константин В.
Эксперт в области генеалогии
Эксперт в области генеалогии

Сообщения : 80
Очки : 131
Репутация : 0
Дата регистрации : 2011-12-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  Константин В. в 24.12.11 4:45

Полная версия "Повести" имеется в Кунгурском краеведческом музее.

Константин В.
Эксперт в области генеалогии
Эксперт в области генеалогии

Сообщения : 80
Очки : 131
Репутация : 0
Дата регистрации : 2011-12-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  нво в 23.02.12 17:40

Большое спасибо за такую интересную информацию!!! Вот только почему "Ася"? Анна Константиновна пишет о себе от третьего лица? Или не о себе?

нво

Сообщения : 24
Очки : 24
Репутация : 0
Дата регистрации : 2010-05-31
Откуда : Ярославль

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  Константин В. в 29.02.12 1:48

Повесть Анны Константиновны - художественное произведение, не мемуары... Повесть автобиографична, в ней речь идет о знакомстве с будущим мужем, и о его жизни до знакомства с А. К.
Анна Константиновна писала свою повесть в 60-70-х годах, то есть 50-60 лет после описанных событий, и выбор третьего лица в повествовании мог обусловиться именно этим фактом. Повестью нельзя пользоваться как учебником истории. Диалоги из повести наверняка не имели места в том виде, в котором они приведены, однако сомнений в аутентичности фактов и направлений развития событий, к примеру ревизии Быкова, не возникает.

Константин В.
Эксперт в области генеалогии
Эксперт в области генеалогии

Сообщения : 80
Очки : 131
Репутация : 0
Дата регистрации : 2011-12-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  нво в 29.02.12 21:19

Спасибо. Что ж, очень приятно получить такой отзыв о своем прадедушке. Тем более, недавно купила книгу о повседневной жизни дореволюционных учителей. Так вот там на основе, в основном, опубликованных мемуаров, констатируется факт, что отношения учителей и инспекторов чаще всего были "натянутые", инспекторов не любили, их обвиняли даже в отсутствии должных педагогических знаний. Учителя воспринимали инспекторов как "представителей реакционной власти" и т.д. Особенно часто такие оценки появлялись в советское время. Поэтому вдвойне приятно, что инспектора Быкова в те же советские годы вспоминали добром. Значит, было за что.

нво

Сообщения : 24
Очки : 24
Репутация : 0
Дата регистрации : 2010-05-31
Откуда : Ярославль

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  Константин В. в 09.03.12 1:06

Я думаю, что Ваш прадед был действительно достойным человеком, и я безмерно рад возможности показать один день из его трудовой деятельности, предоставленной нам Анной Константиновной.

Константин В.
Эксперт в области генеалогии
Эксперт в области генеалогии

Сообщения : 80
Очки : 131
Репутация : 0
Дата регистрации : 2011-12-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  sgkv в 10.07.16 16:27



Нашел в интернете немного информации об А.К.Сусловой и фото, возможно кому-то будет интересно:
Дата рождения:04.01.1892 
Дата смерти:00.10.1977
Отчество:Константиновна
Имя при рождении:Суслова
Важенцева в дев. Суслова Анна Константиновна

Автобиграфия Важенцевой Анны Константиновны, учительницы начальной школы № 2.

Родилась я в 1892 г. в г. Кунгуре Молотовской области (тогда он был уездный город Пермской губернии). Отец мой, К. П. Суслов, крестьянин Владимирской губ. Гороховецкого уезда сала Мыта, за год до моего рождения продал свой маломальский земельный надел с избушкой и приехал в г. Кунгур испытать счастье на чужбине[1]. Здесь он снял в аренду сарай и кустарным образом стал варить столярный клей. От тяжелой работы отец заболел раком печени и умер в 1904 г. Семья осталась на иждивении сына Николая, который только что окончил Кунгурское техническое училище и поступил работать на Березниковский завод в качестве конструктора[2]. Учиться меня отдали в 7 лет в 1899 г. в младший приготовительный класс Кунгурской женской гимназии. В 1910 году я окончила 8 классов гимназии, получив звание народной учительницы, а 14 сентября 1910 г. была назначена учительницей начальной школы в з. Серебрянку Кунгурского уезда.

С этого дня началась моя трудовая самостоятельная жизнь. Выйдя замуж в 1913 г., я не оставила своего любимого дела и до октября 1919 г. работала в школах Кунгурского района без перерыва. В октябре 1919 г. мне пришлось оставить работу из-за тяжелой беременности, а вскоре после рождения девочки -Валентины (26 ноября 1919 г.) я заболела сыпным тифом с осложнениями и приступила к работе только в сентябре 1920 г. в качестве преподавателя математики на военых курсах, где и работала до сентября 1922 г. С сентября 1922 г. и до октября 1928 г. опять работала в начальных школах г. Кунгура. С октября 1928 г. по 1 сентября 1931 г. работала на ст. Мураши П.Ж.Д. в шк. 7ке, а с сентября 1931 г. по 2 июля 1939 г. работала в качестве преподавателя Ф.З.О. при доме техучебы кожкомбината г. Кунгура. С 20 августа 1939 г. снова першла в нач. школу № 6, где и учительствовала до 1947 г. 4 августа, откуда по распоряжению Гороно тереведена в нач. школу № 2. Здесь работаю и в настоящее время.

Членом союза работников просвещения состою с 1922 г.

За период педагогической деятельности несла ряд общественных работ: ликвидировала неграмотность среди неорганизованного населения района школы, вела методическую работу среди учителей (доклады и практические работы на семинарах), была руководителем секции (в 1942-43 г.), во время Отечественной войны работала ПВХО среди неорганизованного населения района школы и т. д.

За свою работу имею 4 благодарности, 2 почетные грамоты и медаль "За доблестный труд". Неоднократно была премирована. Порицаний за работу не имею.

Мой общий педагогический стаж 38 лет.

А. Важенцева.

19 15/III 50 г.

г. Кунгур.
 
[1] В автобиографии Николая Константиновича Суслова от 1938 года указан год переселения Константина Петровича, а затем и всей семьи - 1887.

[2] Николай Константинович работал в 1904 году слесрем на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге, в 1905 году там же чертежником на постройке Детско-сельского вокзала, и только в 1906 году поступил на Березниковский содовый завод О-ва Любимов и Сольви, где проработал до 1915 года.
https://nekropole.info/ru/Anna-Vazhenceva

sgkv

Сообщения : 11
Очки : 11
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-07-21
Возраст : 53
Откуда : Нижневартовск

Посмотреть профиль http://rhodemarkov.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  Константин В. в 10.07.16 21:58

Большое спасибо за интерес к Анне Константиновне!
На сайте "Некрополя" можно обнаружить фотографии и биографии также и других членов нашей семьи.
С уважением, Константин.

Константин В.
Эксперт в области генеалогии
Эксперт в области генеалогии

Сообщения : 80
Очки : 131
Репутация : 0
Дата регистрации : 2011-12-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Анна Константиновна Важенцева в дев. Суслова

Сообщение  Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения